Новый Ямал

Специальный проект
Москва, 10.11.2011
«Русский репортер» №44 (222)
Ямало-Ненецкий округ за последние несколько лет превратился в полигон для целого ряда инфраструктурных мегапроектов, которые начаты в прошлом, нынешнем или будут начаты в следующем году и должны быть завершены в течение ближайших пяти лет. Большинство из них — общероссийского масштаба. В возможность их реализации в столь сжатые сроки трудно поверить. Однако опыт преображения самого Салехарда говорит о том, что это вполне реально. «РР» представляет список наиболее крупных, стратегически важных и интересных из них

Ямал — это не просто российский, а мировой центр газодобычи. Здесь добывается более 90% всего российского газа, более 40% всего газа, потребляемого Европой, более 20% всей мировой добычи.

Другая, не слишком известная широкой публике специфика региона — молодость отрасли. Если нефтяной державой Россия является с позапрошлого века — в развитии отечественной нефтянки поучаствовали еще Альфред Нобель и Владимир Шухов, — то первый магистральный газопровод, по которому ямальский газ пошел в российские и европейские города, появился лишь в 1978 году. Соответственно Ямал, хотя его столица Салехард и была основана казаками под именем Обдорской крепости еще при Борисе Годунове, в отличие от нефтяных и металлургических центров Ханты-Мансийского автономного округа и Красноярского края, получил импульс к современному развитию много позже.

Еще в начале 2000-х Салехард был застроен практически полностью деревянными домами — избушками и бараками. Попав сюда впервые сегодня, в это непросто поверить. Город застроен современными зданиями — конференц-залы, школы, гостиницы, торговые комплексы, административные здания, фонтаны, строящаяся огромная набережная с прогулочной зоной. Все это создано буквально за десять лет — оазис в бесконечной лесотундре.

Центр региона соединен с остальной Россией лишь авиасообщением и речным путем по Оби, работающим три месяца в году. В Салехард до сих пор не пришли с Большой земли ни железная дорога, ни автотрасса, ни оптоволоконный кабель. Все это задачи, которые реализуются сейчас в рамках целого ряда крупных и очень крупных инфраструктурных проектов.

1. Железная дорога на полуострове Ямал

Это наиболее ранний из последних проектов, хотя его реализация и была задумана и начата еще в советское время. Проект фактически завершен: из 678 км путей полностью открыты для движения в этом году 572 км, а на остальных ста с небольшим открыто рабочее движение. Эта железная дорога, по длине сопоставимая с трассой Москва — Санкт-Петербург, самая северная в мире. Она соединила новую и основную части ямальских газовых месторождений с железнодорожной сетью России. Это должно резко удешевить дальнейшее развитие полу­острова: теперь строительство инфраструктуры для развития новых месторождений и мегапроект «Ямал-СПГ» будет обеспечено железнодорожным сообщением, а не только по воздуху и воде. Тем более что основа авиации в этих труднодоступных заполярных районах — вертолеты, навигация в Заполярье по Оби длится лишь три месяца в году, а доставка грузов по Северному Ледовитому океану возможна практически весь год только с использованием ледоколов.

2. Основа Северного широтного хода

Это проект строительства железной дороги через весь округ с запада на восток, имеющий целый ряд стратегических задач. Во-первых, он обеспечит полноценную железнодорожную связь со столицей региона — сейчас ближайшая к Салехарду железнодорожная станция находится на другом берегу Оби, моста через которую пока нет. Во-вторых, он свяжет все крупнейшие города региона, между которыми до сих пор нет не только железнодорожного, но и вообще прямого сухопутного сообщения. В-третьих, Северный широтный ход замкнет огромное железнодорожное кольцо, соединяющее крайний юг и крайний север всей Западной Сибири и Урала, что имеет стратегическое значение в масштабах всей страны.

Строительство этой магистрали было начато еще в сталинские времена и полностью заброшено в начале 50-х годов — без массового принудительного труда заключенных Советский Союз не смог осилить этот проект. Он реанимирован только теперь и должен быть завершен уже в течение ближайших четырех лет. Этой осенью на магистрали началось строительство моста через реку Надым протяженностью 1,3 км. В будущем году начинается строительство уникального для Заполярья совмещенного железно­до­рожно-автомо­бильного двухэтажного моста через реку Обь длиной более двух километров и с  подходными путями протяженностью более девяти километров.

3. Автодорога Салехард — Надым

Это одна из составляющих Северного широтного хода — автодорога протяженностью около 330 км должна связать столицу Ямала с автодорожной сетью России. Ее строительство, ведущееся одновременно с двух сторон, началось в марте этого года и должно завершиться в 2015 году. В Салехарде будущую трассу называют «дорогой жизни».

Пафос местных жителей быстро становится понятен оказавшемуся в городе. Столица региона, средняя зарплата в котором одна из самых высоких в России — 56 тысяч руб­лей, — страдает от очень высоких цен, главной причиной которых является именно транспортная оторванность города от остальной страны. Квадратный метр жилья здесь стоит около 50 тысяч рублей, а на вторичном рынке — около 70 тысяч. И 80% от себестоимости строительства — это затраты на транспортировку стройматериалов. Билет на самолет до Москвы в один конец стоит свыше 8 тысяч рублей, да и до соседних Тюмени и Ханты-Мансийска не намного дешевле. Безлимитный интернет на скорости 512 килобит в секунду стоит здесь 2000 рублей в месяц: до города до сих пор не дотянуто оптоволокно. Строительство дороги должно кардинально улучшить ситуацию. Ожидается существенное сокращение цен на продукты, квартиры станут доступнее,  а оптоволокно, которое протянется вслед за дорогой, должно снизить цену на интернет втрое при кратном повышении скорости связи.

4. Ямал-СПГ

Проект предполагает строительство завода по производству сжиженного природного газа на основе Южно-Тамбейского газового месторождения, запасы которого оцениваются в 1,3 трлн кубометров. Он реа­лизуется компанией «Новатэк» совместно с французской Total. Первая очередь завода должна быть запущена уже в 2016 году, а его проектная мощность составит около 15 млн тонн в год — это на треть больше, чем проектная мощность СПГ на Сахалине, построенного в рамках проекта «Сахалин-2». Газ отсюда будет поступать на рынки Юго-Восточной Азии и Северной Америки — по Северному морскому пути.

Глобальное потепление отодвигает границу ледяного покрова в Северном Ледовитом океане от берегов российской Западной Сибири, что делает проект все более рентабельным. К тому же доставка газа в Азию по Севморпути короче, чем через Суэцкий канал. Тем не менее проект требует создания крупнейшего в мире ледокольного флота и морского арктического порта, строительство которого начинается в Сабетте. Железная дорога на полуострове уже практически готова. Бурение шельфа начато в этом году.

5. Экспо-Арктика

В Салехарде к 2015 году ожидается открытие международного арктического научно-инно­вационного и выставочного комплекса «Экспо-Арктика» — в том же году там планируется проведение международного Арктического саммита. Проект предполагает строительство купольного экограда с искусственным микроклиматом, где разместятся выставочные комплексы, научно-исследова­тельский, деловой и торгово-развлека­тель­ный центры, обсерватория и планетарий, а по периметру будут располагаться павильоны России и других арктических держав. В программу-минимум, по словам губернатора округа Дмитрия Кобылкина, также входит строительство спорткомплекса с искусственным футбольным полем, хоккейной площадкой и бассейном, музея ноосферы, ботанического сада, этнографической деревни, туристических и гостиничных центров, а также ситуационного центра, где на большом экране в зале можно будет увидеть работу нефтегазовых предприятий региона.

Губернатор утверждает, что программа-минимум уже обеспечена финансово. Проект претендует на закрепление за Салехардом статуса международного научного, образовательного, инновационного и туристического центра Арктики и предусматривает финансирование в размере около 30 млрд руб­лей за счет средств стран Арктики и арк­тических регионов России, а также частных российских и зарубежных инвесторов.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №44 (222) 10 ноября 2011
    Авиация
    Содержание:
    Левитин и авось

    От редакции

    Фотография
    Вехи
    Портфолио
    Специальный проект
    Реклама