Фильмы

17 ноября 2011, 00:00
Иллюстрация: Эксперт Online

Надир и Симин разводятся

Асxар Фархади

Мнение

С кем ты хочешь быть?

Иранский фильм «Надир и Симин разводятся» получил в этом году «Золотого медведя» в Берлине и там же — приз за выдающийся актерский ансамбль. В тот момент в Берлине возмущались, что эта хорошая (но не более того) социальная драма незаслуженно отобрала главную награду у «Туринской лошади» Белы Тарра — изобразительного шедевра о конце света и конце кино. Впрочем, если разобраться, то «Надир и Симин…» — тоже в некотором смысле о том, что все кончится очень плохо и никто не достоин того, чтобы выжить.

Героиня хочет эмигрировать из Ирана с дочкой-подростком и оставляет своего мужа наедине с его прикованным к постели отцом. Тот нанимает отцу сиделку, не зная, что она беременна и не получила разрешения на работу. По ее недосмотру больной чуть не умирает, после чего его сын устраивает сиделке скандал — и уже она оказывается в роли пострадавшей...

Почти весь фильм построен на диалогах и словесных разборках, от которых, впрочем, не оторваться — настолько увлекательно следить за работой оголенных человеческих нервов и эмоций, от которых в мире зависит куда больше, чем нам хотелось бы. Слово за слово — и все, видимость спокойствия исчезает, и социальный базис, который хоть как-то скреп­ляет людей, превращается в бесформенную жижу — болото, в котором каждый тонет — или выплывает — как может.

Идея фильма парадоксальная и очень точная: современное общество со всеми его двойными стандартами и бюрократическим складом ума не способно жить по правде, начистоту. Только ложь — самому себе, другому, ближнему — хоть как-то что-то структурирует, но как только она вскрывается, все разваливается как карточный домик.

Понять, какое из этих зол лучше — узаконенная ложь или преступная правда, — еще сложнее. Это как ответить на вопрос «С кем ты хочешь жить — с мамой или с папой?», который задает судья несчастному ребенку героев фильма, потерявшему доверие к обоим и не желающему ни того ни другого.

Сумерки. Сага. Рассвет. Часть 1

Билл Кондон

Четвертая часть подросткового сериала про вампиров, оборотней и обычных людей, которым мало быть просто людьми — они хотят стать чем-то менее человеческим. В новой серии главные герои, Белла и Эдвард, наконец-то женятся и даже ожидают первенца. Но роды проходят очень тяжело и едва не закачиваются смертью роженицы. Чтобы спасти мать и дитя, их превращают в вампиров… Романтический блокбастер для тинейджеров, истово верящих в связку «любовь — кровь».

Без истерики!

Таня Уэкслер

Викторианская Англия, 1880 год. Молодой врач устраивается на работу к знаменитому лондонскому доктору, который придумал оригинальный способ лечить женскую истерию — при помощи интимного массажа. От пациенток и просто жаждущих опробовать на себе чудо-метод нет отбоя, и чтобы справиться с их наплывом, герои находят замену ручному массажу в виде продолговатого электрического прибора. Очень смешная, действительно оригинальная и крайне познавательная комедия об изобретении вибратора. В ролях: Руперт Эверетт, Хью Дэнси и Мегги Джилленхол.

Аноним

Роланд Эммерих

Роланд Эммерих, главный голливудский специалист по концу света, снял свой первый костюмный фильм — экранизацию популярной теории, согласно которой Уильям Шекспир не имеет никакого отношения к своим знаменитым текстам, а их истинным автором является некий Эдуард де Вер (Рис Айванс), литературный гений и вундеркинд, а также внебрачный сын и одновременно любовник королевы Елизаветы (Ванесса Редгрейв), проживший бесславную и очень драматичную жизнь. Исторический блокбастер для тех, кто интересуется теориями заговоров.

Поля

Эми Канаан Манн

Детектив из захолустного городка в Техасе и его напарник из Нью-Йорка выслеживают серийного убийцу, выкидывающего трупы своих жертв в техасские болота, которые местные жители прозвали «полями смерти». В процессе поиска маньяка они сами становятся его жертвами: хитроумный садист тоже следит за ними и все время наводит на ложный след, втягивая копов в изощренную игру в кошки-мышки. Психологический триллер в лучших традициях жанра, снятый дочерью американского классика Майкла Манна.