Музыка

17 ноября 2011, 00:00
Иллюстрация: Эксперт Online

Прованс

Елка

Мнение

Драматизм «Прованса»

Попсы сейчас в России нет. Есть звуковое сопровождение — к клипам, поездке в такси и розыг­рышам на радио. А яркой, запоминающейся поп-музыки нет. Посмотрите комментарии к клипам поп-исполни­телей в интернете. Самые лас­ковые из них — что-то вроде «отличные ляжки».

Но бывают исключения. Например, певица Елка. Променяв альтернативный R’n’B на розовый поп, она стала очень популярна этой осенью. Пермский просветитель Марат Гельман спел ее песню «Прованс» в переходе под айпады (что само по себе перформанс), а известный журналист и редактор Юрий Сапрыкин назвал «Прованс» песней года и на ее примере рассуждал о духе времени.

Собственно, так музыка и доказывает свое право называться «поп» — она выпрыгивает даже там, где ее совсем не ждешь, попадая в область внимания тех, кто не смотрит ТВ и не слушает радио.

В музыкальном отношении в «Провансе» нет ничего нового — все тот же ритм, под который толстым тетенькам уютно танцевать на свадьбах, все тот же заурядный текст: красивая жизнь, уютное кафе, Прованс. Песня как песня.

Отличают ее только две вещи: незаурядный вокал и изощренная искренность. Изощренная, потому что искренность эта рождается из пре­увеличенного притворства. Надо думать, что непосредственной, умной, обладающей хорошим голосом Елке, начинавшей свой путь с душераздирающей песни «Город обмана», пришлось, очевидно, сильно себя поломать, чтобы съехать в примитив в духе Алены Апиной. Любой образованный человек стремится открес­титься от этого, слушать и создавать что-то более тонкое и умное. Но все-таки поет «Прованс». Почему — другой вопрос. В любом случае этот диссонанс уже создает драматизм, который выносит Елку за рамки бесцветной российской попсы и заставляет о ней говорить.

Наталья Зайцева, музыкальный обозреватель «РР»

23/11, 19.00. Atari Teenage Riot

Концертный зал «Москва»

Одна из старейших диджитал-хардкор групп была создана в Берлине в 1992 году. Антифашисты и анархисты, Atari Teenage Riot соединили политизированные тексты, музыку техно и панковский стиль. В 2001 году, после смерти одного из участников, группа распалась, но спустя почти десять лет воссоединилась, и в 2011 году выпустила альбом «Is This Hyperreal?», который и покажет в Москве.

18/11, 20.00. Тина Георгиевская и Сергей Летов

Клуб «Дом»

Известная исполнительница духовных стихов, солистка ансамбля «Сирин» Тина Георгиевская и прославленный джазовый саксофонист, брат культового рок-музы-канта Егора Летова Сергей Летов подгото­вили совместное выступ­ление «Иллюзия традиции». В первом отделении они исполнят импровизации на темы древних религиозных песен, во втором покажут перформанс на текст романа Владимира Сорокина «Сахарный Кремль».

17/11, 23.00 Самое большое простое число

Клуб «Солянка»

Самая многозначительная российская инди-группа «СБПЧ» выпускает свой третий альбом под названием «Флешка». Презентация новой программы пройдет там, где и положено выступать хипстерам, — в «Солянке». Уже известна как минимум одна песня с нового альбома — «Русская музыка», очередной культурный манифест современной молодежи: «Русская музыка не звучит на этих колонках //Ни тихо, ни громко, ни гулко, ни звонко // Я не знаю, это отчего, может, просто поломка // Может, мы так живем — ни гулко, ни звонко».

18/11, 21.00. Елка

Клуб Arena Moscow

Почти никому не нужна была бритая наголо R’n’B певица Елка, которая пела хулиганские песни, высмеивающие богачей, с хлесткими рифмами типа «Нефтяной ребенок еще с норковых пеленок знает, почему он и насколько папе дорог». Ни «Город обмана», ни «Девочка-студентка» не стали суперхитами, хотя были на голову выше поп-поделки «Прованс», с которой Елка в этом году неожиданно стала самой востребованной поп-певицей страны — восемь с по­ловиной миллионов просмотров!