Музей для героев

Актуально
Москва, 08.12.2011
«Русский репортер» №48 (226)
Через полтора года московский Политехнический музей закроется на реконструкцию. А в феврале 2012 года в его Большой аудитории начнет работать «ПолиТеатр» — совместный проект Политеха и худрука эксперименталь-ного театра «Практика» Эдуарда Боякова. «ПолиТеатр» обещает стать театральной площадкой нового типа: Бояков хочет создать высокотехнологичную и зрелищную альтернативу традиционному репертуарному театру

Фото: пресс-служба Политехнического музея

Большая аудитория Политеха, мягко говоря, нетрадиционное театральное пространство. Это огромный амфитеатр с маленькой полукруглой сценой. Голос чтеца легко разносится по всему помещению, но зритель смотрит на него как бы сверху вниз.

— Для новой драмы традиционный итальянский театр — место не очень подходящее, — говорит Эдуард Бояков. — Слишком велик разрыв между публикой и глубокой сценой, в слишком тяжелых условиях оказывается актер: его ведь должно быть слышно всегда. В современном театре актер тоже может «плюсануть», сделать так, чтобы его было слышно на четвертом ярусе, но для этого он должен говорить нарочито теат­рально, а значит, он потеряет тот смак, ту правду, которая и делает его современным. То, чем мы занимаемся, — это театр интонации и точного жеста, и Большая аудитория Политехнического дает нам удивительные возможности. Эта аудитория строилась для другого типа высказывания — для лекций. Она концентрирует зрителя на говорящем, а не на мизансцене.

Логично, что одним из первых проектов декламационного «ПолиТеатра» станет… судебное разбирательство. Это будет спектакль по пьесе Игоря Симонова «Выбор героя». Дело происходит в 2015 году: перспективный кинорежиссер N собирается снять фильм по мотивам «Источника» Айн Рэнд. Героем он делает молодого архитектора, выигравшего конкурс на освобождение Манежной площади от элементов церетелиевской архитектуры. Будучи человеком принципиальным, герой отказывается от всех предложений коррумпированных чиновников, желающих попилить на его проекте бюджеты, и, отчаявшись, сжигает чертежи. Такой финал не устраивает товарищей из Фонда кино, финансирующего фильм, и от режиссера N требуют переписать сценарий: в конце герой находит защиту у первого лица государства, бюрократы повержены. N отказы­вается и в итоге предстает перед судом.

Все это укладывается в концепцию Политеха, который уже не раз служил трибуной для деятелей культуры: в 1910-х тут читали стихи Маяковский, Белый, во время хрущевской оттепели собирали аншлаги Вознесенский и Ахмадулина. Руководство музея рассчитывает, что театр станет как бы продолжением литературной истории Политеха.

— Нам очень хочется не потерять эту уникальную традицию и атмо­сферу, — объясняет Юлия Шахновская, гендиректор Фонда развития Политехнического музея. — При этом мы не хотим совсем уж в лоб использовать идею поэтических чтений. «ПолиТеатр» — попытка соединить технологическую и культурную составляющие этой площадки.

Бояков, наоборот, делает ставку на технологичность площадки.

— Мы будем объединять самые разные языки, — обещает он. — Будет много поэзии. Будет много музыки, потому что в этом зале потрясающая акустика. В сценографическом решении мы постараемся использовать светодиодные осветительные приборы, видеостены, видеопроекцию хорошего уровня, которая почти не используется в театре…

При этом Бояков намерен уйти от келейности маленького контр­культурного театра, каким является его же «Практика». По его словам, он хочет сделать современный театр «для нормальных людей», то есть для аудитории, которая, с одной стороны, не ходит на радикальные постановки подвальных театров, а с другой — устала от традиционного репертуарного театра с его предсказуемостью и пыльными костюмами прошлого века. Эта аудитория сегодня далеко не всегда рассмат­ривает театр как интеллектуальное развлечение, предпочитая ему другие зрелища — например, кино. Бояков намерен вернуть ее в театральный зал, предложив, по сути, новую площадку для прямого высказывания.

— У нас нет ни права, ни возможности экспериментировать с эстетикой, — говорит он. — Мы должны сразу предъявлять аудитории смыслы, а не выращивать их постепенно, как в «Практике». Придется действовать антрепризными методами. Время меняется быстро, тренды меняются быстро, технологии меняются быстро, и мы хотим сделать динамичный театр, в котором будет уделяться огромное внимание герою.

Часть этих новых героев уже известна. Кроме кинорежиссера из пьесы Симонова в Большой аудитории появятся персонажи рассказов Владимира Сорокина (Бояков сам ставит спектакль с Алисой Хазановой и Вениамином Смеховым) и героиня социальной драмы, которую пишет Денис Ретров (героиню, мать малолетнего убийцы, сыграет Ингеборга Дапкунайте). Но и старые герои Политеха пока никуда не денутся: Юлия Шахновская обещает, что «звездные» лек-ции ученых и общественных деятелей, а также Фестиваль актуального научного кино 360° по-прежнему будут идти в Большой аудитории — по крайней мере до переезда музея на новую временную площадку. 

Новости партнеров

    «Русский репортер»
    №48 (226) 8 декабря 2011
    Выборы
    Содержание:
    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Репортаж
    Реклама