Зорбинг и тюбинг от всего сердца

Екатерина Шерга
15 декабря 2011, 00:00

На Новый год или день рождения вместо традиционного шоколадного зайца, букета или бутылочки крепкого вы теперь можете получить сертификат на покупку шоколадных изделий, цветов или спиртного. И хорошо еще, если его вручат лично, а не скинут вам на электронную почту. Таков современный подарок: все чаще его выбирает не тот, кто дарит, а тот, кто получает

Трудно дарить вещи в мире, где все доступно и каждый сам может купить себе то, что нужно. Отсюда две важные тенденции последних лет, касающиеся культуры дарения. Во-первых, все чаще преподносят не сам предмет, а оплаченный сертификат, позволяющий сделать покупку в салоне красоты, книжном, мебельном и т. д. и предоставляющий получателю свободу выбора. 

Во-вторых, постепенно входят в моду сертификаты на переживание. Оно может быть экстремальным, сентиментальным, романтическим или откровенно ребяческим. И вот вместо флакона с дорогим парфюмом, молескиновского блокнота или солидного галстука тридцатипятилетнему господину дарят коробочку, перевязанную ленточкой, а в ней талон на экскурсию по шоколадной фабрике, купание с дельфинами или прыжок с парашютом.

Считается, что первопроходцами в этом бизнесе были основатели британской фирмы Red Letter Days. Именно они в 1989 году догадались дарить не вещи, а впечатления. Основные разделы в списке предложений английской фирмы до сих пор неизменны: подарки для него, для нее, для двоих, для детей, для большой компании. Для него — вождение реальной машины, участвовавшей в гонках «Формулы 1» (затем в программе предусмотрен ланч, отдых в спа-отеле и вручение диплома, удостоверяющего, что получатель действительно рулил тем же болидом, что когда-то Шумахер). Для нее — процедуры в спа-салоне или мастер-класс по изготовлению блюд итальянской кухни. Для пары — кормление пингвинов в зоопарке. Цена воп­роса — 150 фунтов. За эти деньги вас переоденут в специальную одежду, дадут специально разделанную рыбу, вы пообщаетесь с пингвинами, а потом зоолог объяснит, какие уникальные существа только что позволили вам себя кормить. Затем, разумеется, вам вручат диплом, подтверждающий, что вы действительно кормили пингвинов. На сайте компании выложены фотографии, взгля-нув на которые хочется немедленно заказать эту услугу, удивляясь, как это до сих пор удавалось без нее жить.

За прошедшие двадцать два года у британской компании по всему миру появилось множество последователей. Есть они и в России. Наиболее известна фирма Smile, созданная в декабре 2006 года.

— Наш среднестатистический клиент — человек от 25 до 30 лет с неплохим образованием, — рассказывает генеральный директор компании Сергей Филиппов. — Шестьдесят процентов — женщины, и очень часто они выбирают самые неожиданные и экстремальные подарки. Но при этом они и сами хотели бы их получать. А мужчины, наоборот, дарят им что-то слишком традиционное вроде неизменно популярных спа-услуг. То есть женщины больше склонны экспериментировать, а мужчины выбирают стандартные решения. В обычном сертификате есть набор из десяти услуг, и человек, которому его подарили, должен выбрать одну. Как правило, там есть впечатления спокойные — различные массажи, маникюры, — и экстремальные типа прыжков с парашютом или тест-драйва мотосноуборда.

Звучит хорошо. Но, если вдуматься, выбор между спа-процедурой и прыжком с парашютом уж слишком широк. До сих пор подарок было принято ценить за то, что его подбирали индивидуально — учитывая вкусы получателя и стараясь угадать его мечты и желания. Современная система сертификатов делает подарок безликим. В особенности сейчас, когда из плас­тиковых карт, которые хотя бы можно положить в красивый конверт, сертификаты постепенно превращаются в электронные файлы. То есть реально тебе просто скидывают на почту купон на определенную сумму. То есть дарят деньги, что всегда считалось неприличным…

Делюсь своими сомнениями с Сергеем.

— Ну, если речь идет о подарочной мультикарте, с которой можно пойти и в магазин электроники, и в салон красоты, и в ресторан, и в цирк, то да, это откровенная замена денег. То же самое относится и к картам интернет-магазинов, по которым вообще можно купить практически любой товар от ювелирных украшений до зубных щеток. Но есть сертифи­каты, которые все-таки ближе к оригинальным подаркам. Например, мужчина знает, что дама хотела бы приобрести что-то из парфюмерии, — сам он в этой теме не разбирается и дарит ей карточку. Но в большинстве случаев карточки — это подарки последнего момента. Предположим, меня позвали на день рождения к человеку, которого я не слишком хорошо знаю. Гости собираются к семи, сейчас уже шесть, я слоняюсь по торговому центру и не нахожу ничего приемлемого. Для этого и существуют сертификаты! Да, может быть, этот подарок не так эмоционально окрашен. Но зато он не отправится в дальний угол шкафа, как многие из вещей, которые нам дарят от чистого сердца.

Среди подарочных впечатлений, которые предлагает компания Smile и подобные ей, можно найти услуги весьма экзотические. К примеру, обучение игре на этнических барабанах. Или мастер-класс по древнекитайскому искусству игры в мацзян (стоит, между прочим, 8 600 рублей за час). Есть экскурсии в Музей советских игровых автоматов и по студиям «Мосфильма».

При более внимательном изучении этого перечня в глаза бросается разница между западным и отечественным списками востребованных впечатлений. У них часто предлагают некие национальные гастрономические увеселения, например, чаепитие на двоих в лучших английских традициях с кексами и маффинами. У нас посиделок с самоваром и бубликами не найдешь, и это понятно: услуга явно туристическая, а интуристов маловато. Кроме того, на Западе обитатели больших городов любят спасаться бегством в каком-нибудь своем медвежьем углу — впрочем, очень комфортабельном (романтический уик-энд в каменном фермерском доме XVII века). У нас если и предлагают занесенную снегом глушь, то где-нибудь в Финляндии.

Зато российские клиенты уважают скорость. Невероятно популярны гонки на всем чем только можно: на собачьих упряжках, на параплане, на багги (нечто среднее между квадроциклом и внедорожником), на лыжах под парусом. В списке предложений есть тюбинг — спуск со снежной горы в пласти­ковом надув­ном круге, напоминающем ватрушку, и зорбинг — тоже спуск с горы, но в прозрачном пластиковом шаре.

— Мы выбрали нишу ярких впечатлений, адреналина, — объясняет Сергей. — В 2007 году открылась аэротруба в Крылатском — это очень мощный вентилятор, на потоке воздуха там можно подняться метров на семь. Вообще-то это тренажер для космонавтов, но он превратился в популярное развлечение для обычных людей — сейчас в Москве уже три таких трубы. Мы постоянно подключаем новые услуги: появились центры прыжков на батуте, а также джолли-джамперы — ходули, на которых можно прыгать. Мы постоянно отправляем наших сотрудников опробовать на себе качество этих впечатлений, исходя из того, что наша аудитория примерно соответствует нам самим. Хотя с тех пор, как мы устраиваем походы в старые каменоломни Домодедовского района, к нам стали приходить толкинисты и люди, увлекающиеся готическими играми, — на эту аудиторию мы не рассчитывали, мы ничего о ней не знали.

Случается, правда, что услуги, которые нравятся сотрудникам компании, не пользуются спросом у клиентов. Например, флоатинг.

— Это способ остаться наедине с собственными мыслями. Приняв душ, ты заходишь в специальную темную камеру и ложишься на поверхность воды, очень-очень соленой, которая не дает тебе погружаться. Ее температура такая же, как температура тела, то есть ты эту воду не ощущаешь. Ты лежишь в темноте и тишине, отрешившись от всего, — необычная ментальная практика, особенно в мегаполисе. К сожалению, она оказалась не очень востребована…

Наши офисные менеджеры не желают лежать и медитировать, они предпочитают нестись куда-то на дикой скорости. Что касается нескоростных корпоративных подарков, в целом тут все традиционно: пейнтбол, игра в мафию, боулинг, керлинг. Разве что появилось такое изощренное развлечение, которое все мы видели в фильмах: кидание тортами. Облачившись в непромокаемую одежду, коллеги швыряют друг в друга кондитерские изделия, вымещая все, что накопилось за время совместного сидения в офисе. Так старое представление о подарочном торте наполняется новым смыслом. Полученный по карточке наполеон не жалко бросить в физиономию сослуживцу. 

Фотографии: Ирина Еськина, Князева Наталья, Олег С. Козлов, Александр Васильевич Челмодеев,  AlexLight, Gennadiy Poznyakov,  Дмитрий Калиновский/Фотобанк Лори; Getty Images/Фотобанк