Фильмы

Афиша
Москва, 19.01.2012
«Русский репортер» №1-2 (231)

Иллюстрация: Эксперт Online

Однажды в Анатолии

Нури Бильге Джейлан

Мнение

Медленное наступление дня

Турецкие пустоши — извилистые дороги, холмы, опять дороги, изредка наводящие на одинокие поселения. Где-то здесь убили человека.

Преступник найден, под присмотром следователя и судмед­эксперта он теперь должен найти место, где совершил убийство. Но все кругом одинаковое, постепенно темнеет, наступает ночь, и поиски места преступления превращаются в сумеречное путешествие, в процессе которого каждый из героев думает о своем, погружается в прошлое и забывает о настоящем. Следователь рассказывает историю некой женщины, покончившей с собой, доктор вдумчиво слушает и понимает, что каждый из нас хоть раз в жизни кого-то убил, пускай и ненамеренно, пускай и не своими руками.

Новый фильм турка Джейлана — медитативное кино об утратах и смирении. О том, как день сменяет ночь и в человеке пробуждается что-то, от чего он раньше убегал.

Этот осыпанный наградами режиссер никогда не отрицал влияния Тарковского. Впрочем, к последнему он относится со здравой иронией. В его знаменитом «Отчуждении» есть даже соответствующий эпизод: герой, одинокий стамбульский интеллектуал, смотрит от скуки порно, но в момент, когда в комнату заглядывает посторонний, быстро переключает канал на «Сталкера», и теперь уже его сосед, простак и пролетарий, умирает от скуки.

«Однажды в Анатолии», пожалуй, лучший и самый сложный фильм Джейлана. Метод Джейлана — внимательное всматривание и ожидание, и он перекликается не только с Тарковским, но и с эстетикой видеоарта.

Медленное всматривание в лица. Медленное ожидание события, которое или не происходит вообще, или же оказывается фатальным. Будь то убийство, смерть или даже наступление дня, которое в ночной, изысканно темной «Анатолии» переживается как настоящий катарсис.

Евгений Гусятинский, кинообозреватель «РР»

Нокаут

Стивен Содерберг

Неимоверно крутую девушку-спецагента (ее играет бывшая звезда боевых искусств Джина Карано), работающую на правительство, подставляют ее же собст­венные работодатели, после чего она решает отправить их в нокаут. Это уже второй за год (после «Заражения») фильм Стивена Содерберга — неутомимого и нестареющего американского многостаночника, снимающего по два, а то и по три фильма в год, причем всякий раз в новом жанре и всякий раз более или менее успешно. По-содер­бер­говски техничное и бойкое кино о девушке с пистолетом. Модный кастинг, как всегда, прилагается — в диапазоне от Юэна Макгрегора до Майкла Дугласа.

Бедная богатая девочка

Джейсон Райтман

Вскоре после развода успешная писательница и просто красавица, которую когда-то ненавидели и травили в школе (Шарлиз Терон), возвращается в родной захолустный город, чтобы повидаться и поквитаться с бывшими одноклассниками, ныне законченными лузерами, и вернуть своего экс-бой­френда (Патрик Уилсон), который давно и скучно живет в браке. Умная комедия о кидалтах — взрослых людях, которые не хотят остепеняться и не желают быть как все. Актерский бенефис Шарлиз Терон.

Что-то не так с Кевином

Линн Рэмсей

Кевин (Эзра Миллер) — трудный ребенок, который методично изводит своих родителей и особенно мать (Тильда Суинтон), всеми силами пытающуюся понять и полюбить этого маленького монстра. Но понять, а главное, полюбить не получается, и причины этого отчуждения так и остаются непонятными. Как и невозможно понять, почему одни дети рождаются «нормальными», а другие — не очень. Амбициозная драма о необъяснимой и кровавой войне между матерью и ребенком.

Моя маленькая принцесса

Эва Ионеско

Десятилетняя Виолетта живет с бабушкой. Но тишину в их доме нарушают внезапные набеги экзальтированной Ханны (Изабель Юппер), матери Виолетты. Однажды ее осеняет идея: почему бы не сделать портреты дочери во взрослых образах, например, а ля Марлен Дитрих? Яркий макияж, высокие каблуки, соблазнительные позы. Постепенно фантазия матери заходит слишком далеко… Парадоксальная драма о зыбкой границе между любовью и насилием.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №1-2 (231) 19 января 2012
    Выборы
    Содержание:
    Как жить?

    От редакции

    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Репортаж
    Реклама