Ответственность по талонам

Актуально
Москва, 19.01.2012
«Русский репортер» №1-2 (231)
С нового года талон техосмотра можно с собой не возить. По большому счету он теперь нужен исключительно для оформления страховки. Так в чем, как говорится, подстава? Именно в этом. Свежекупленный автомобиль, возможно, придется отправлять в техцентр на эвакуаторе

Фото: РИА Новости

Согласно постановлению правительства, с первого января законопослушные автомобилисты, сами того не зная, вступили в «переходный период». Он характеризуется тем, что техосмотр (ТО) все еще можно проходить по старинке у гаишников, однако появился и другой вариант — выдавать талоны ТО теперь получили право частные техцентры. К 2014 году милицейский техосмотр окончательно канет в Лету.

Впрочем, для автовладельцев главное даже не это, ведь уже сегодня все «техсмотрители» — в погонах ли, в розовых ли рубашках — обязаны соблюдать новые правила. Государственная пошлина отменяется, а цены в каждом регионе должно регулировать областное начальство, которое будет устанавливать предельную стоимость техосмотра по согласованию с Федеральной службой по тарифам (ФСТ). В этом году рекомендованный ФСТ «легковой» максимум — 1130 рублей. Правда, власти попросили подождать с публикацией новых цен до первого апреля: как-никак выборы. Послушались не все, например Московская область уже объявила, что ТО обойдется автомобилистам в 1040 рублей, однако большинство регионов пока придерживаются старых тарифов, бодро рапортуя о значительном, местами двукратном, снижении стоимости ТО — госпошлину-то действительно отменили.

Отныне ТО не привязан ни к конкретному водителю, ни к номерам машины. В талон вписывается только VIN-код автомобиля, а значит, для прохождения осмотра больше не понадобятся ни медицинская справка, ни полис ОСАГО, ни нотариальная доверенность. Вдобавок сотрудники ГИБДД больше не имеют права требовать у водителей талончик техосмотра, штрафы за отсутствие ТО отменяются. Казалось бы, кто же тогда пойдет его получать?

Да все мы и пойдем, и вот почему. Фактически техосмотр отныне передается из МВД в ведение страховщиков, они становятся и регулятором, и выгодоприобретателем. Во-первых, именно Российский союз автостраховщиков (РСА) решает, кому из предпринимателей доверить его проведение (само собой, не безвозмездно). Во-вторых, страховщики же уполномочены проверять наличие техосмотра. Они, к счастью, не будут сидеть ради этого в придорожных засадах, однако без талона ТО полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) вам больше не выдадут. Мало того, отныне его не оформят и в том случае, если до окончания действия талончика остается менее полугода. Так что если техосмотр вам нужно проходить только в июне, а полис ОСАГО истекает, скажем, послезавтра, немедленно мчитесь в уполномоченный пункт и проходите его сейчас, иначе через пару дней выехать из дома вы сможете только с рис­ком остаться без номеров.

Можно сказать, что теперь тех­осмотр нужен исключительно для оформления страховки, без которой садиться за руль строжайше запрещено. Уже очевидно, что это будет приводить к вполне дурацким ситуациям при покупке подержанной машины (новым — до трех лет — техосмотр не нужен). Скажем, предыдущий владелец просрочил техосмотр — не проверяют же, или даже не просрочил, но срок действия талона истекает через пару месяцев. В этом случае добропорядочный покупатель не сможет оформить на машину ОСАГО, а без него нельзя не только поставить машину на учет, но и вообще садиться за руль. На вопрос, что делать в этом случае, в РСА посоветовали «погрузить машину на эвакуатор и уже на нем подъехать в специализированный центр для прохождения техосмотра». Понятно, что, даже получив таким образом заветный талон, в страховую компанию придется идти пешком. Есть, конечно, менее зрелищные и более практичные варианты, однако они очевидно связаны с нарушением закона. Сомнений в том, что россияне выберут именно их, практически нет, но подталкивают сограждан к этому в очередной раз вовсе не менталитет и не природные склонности, а нелепо сформулированные чиновниками правила.

Впрочем, сомневаться не приходится, те же чиновники всегда готовы прийти на помощь страждущим. Чтобы убедиться в этом, я позвонил проверенному «волшебнику» — майору ГИБДД.

— Тут у меня с техосмотром проб­лема, поможете?

— Нет, Димка, сейчас не смогу, тут с этими новшествами полный бардак, никто ничего не понимает пока, — огорошил меня доселе безотказный знакомый. — Но не переживай, звони в феврале, мне уже обещали все наладить, сделаем в лучшем виде.

Все-таки хорошо, что даже в переходный период всегда есть на кого переложить свою гражданскую ответственность.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №1-2 (231) 19 января 2012
    Выборы
    Содержание:
    Как жить?

    От редакции

    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Репортаж
    Реклама