Трендовые новости

Тренды
Москва, 26.01.2012
«Русский репортер» №3 (232)

Цифра

22 атома унунпентия — 115-го элемента периодической таблицы Менделеева — удалось получить Юрию Оганесяну и его коллегам из Объединенного института ядерных исследований в Дубне в коллаборации с американскими исследователями.

Это рекордное достижение: каждый атом сверхтяжелых элементов на счету, получить их очень трудно, для этого исследователям понадобилось четыре месяца интенсивной работы. Такие атомы нужны для изучения природы ядерных сил и уникальных свойств разных изотопов.

Это кусочек горной породы, прилетевшей к нам с Марса. В июле 2011 года марокканские бедуины увидели нечто похожее на метеоритный дождь. Полгода ученые искали космические камни. В итоге удалось собрать чуть ли не сто килограммов. Для мировой науки это очень ценная находка. Этот метеорит совсем свежий — он особо не подвергался выветриванию и позволит больше узнать о марсианских породах.

По Вселенной бродят планеты-гиганты

В прошлом году астрономы обнаружили, что существуют планеты, которые не вращаются вокруг своей звезды, а гордо и свободно бороздят космос по случайным траекториям. Сейчас ученые из США и Франции выяснили, что таких блуждающих объектов очень-очень много.

Ученые построили модель, по которой блуждающие планеты отрываются от звезд другими звездами в плотных скоплениях. Или другой случай: когда звезда превращается в красного гиганта, она выбрасывает «родные» планеты в космос. По подсчетам их может быть уже не в два, а в несколько раз больше, чем звезд. А вы говорите «Меланхолия»!(1)

Японцы изучили много мелких толчков

Самый полный анализ сейсмических событий, предшествовавших разрушительному землетрясению в марте 2011 года, представили японские ученые. Сейсмологи изучили статистику небольших толчков магнитудой выше 2,0, зафиксированных японскими станциями наблюдения. Оказалось, что с 2002 года можно проследить сразу два процесса: во-первых, то, как постепенно события перемещаются к эпицентру будущей катастрофы, и, во-вторых, как в этом эпицентре накапливается напряжение, которое затем и разрядилось в толчок магнитудой 9,0. Работа имеет большое значение для прогнозирования землетрясений, что у геофизиков пока получается плохо. В Японии мониторинг колебаний земной коры один из лучших на планете, поэтому здесь вполне реально построить первую работающую модель для прогноза землетрясений.(2)

Комфортная жизнь упрощает гены

Сибирские биологи с помощью компьютера смоделировали эволюцию одноклеточных организмов. Эксперимент показал, что при благоприятных условиях виды с простым геномом начинают вытеснять тех, у кого геном посложнее. И наоборот: чем хуже обстановка, тем больше шансов у организмов с продвинутой генетикой. Наверное, если бы на нашей планете всегда царил комфорт, микроб никогда бы не смог превратиться в человека. (3)

Утконосый динозавр из России плохо видел, но хорошо нюхал

Динозавр Amurosaurus riabinini вызывает глубокое чувство патриотизма. В начале 1990-х его нашли наши палеонтологи на берегу Амура — собственно, поэтому его и назвали амурозавром. Эта тварь из семейства  утконосых динозавров питалась растительной пищей и достигала шести метров в длину.

В «Палеонтологическом журнале» опубликована работа, сделанная сов­местно первооткрывателем амурозавра Юрием Болотским и нейрофизиологом Сергеем Савельевым. Ученые исследовали внутреннюю поверхность черепа животного и попытались реконструировать его мозг. Выяснилось, что у амурозавра было очень хорошо развито обоняние: с помощью запахов он получал основную часть информации об окружающем мире. Когда дело доходило до секса, нюх у ящера становился особенно острым. «Возможно, имело место усиление вомероназального обоняния для поиска партнеров в брачный период на значительном удалении. Гипотезы о звуковых и зрительных коммуникациях у утконосых динозавров не подтверждаются», — пишут авторы работы. (4)

Источники:  (1) Dimitri Veras, Sean N. Raymond // arxiv.org.  (2) Aitaro Kato et al. // Science. 2012. Published online January 19.   (3) С. А. Лашин и др. // Генетика. 2011. № 12. С. 1676–1685.  (4) С. В. Савельев, В. Р. Алифанов, Ю. Л. Болотский // Палеонтологический журнал. 2012. № 1. С. 77–88.

№3 (232) 26 января 2012