Космос не настоящий!

Тренды
Москва, 09.02.2012
«Русский репортер» №5 (234)
Почему астрономы все время искажают цвета

Из космической тьмы на меня смотрит гигантский сияющий глаз — туманность Улитки. В центре пустого зрачка когда-то взорвалась сверхновая, разбросав на немыслимые расстояния облака газов, образующих фиолетовую радужку. Впрочем, постойте, постойте…

На старой фотографии из моей коллекции космических снимков, которую я собираю много лет, радужка голубая, да и вообще туманность выглядит совсем иначе! Я отвожу взгляд от снимка, опубликованного чилийскими астрономами, и читаю его название: «Туманность Улитки в новой цветовой гамме». Но я не хочу в новой, я хочу во всамделишной — так, как если бы я подлетал к ней на космическом корабле и любовался из пилотской кабины с прозрачными потолком и стенами!

Изучение вопроса, как делаются фотографии далеких галактик, приведет любознательного косморазведчика к страшному открытию: фотки, скачанные им из Сети, имеют очень мало общего с видами, открывающимися из иллюминатора звездолета.

Типичный процесс их получения и обработки подробно описан на сайте «Хаббла», орбитального телескопа, который так долго был нашим главным окном в бесконечность. Каждый снимок генерируется компьютерами NASA из сотен и тысяч черно-белых кадров, полученных с трех камер, потом проходит долгая и тщательная обработка в фотошопе (ну, то есть в специальном насовском фотошопе, который не чета нашему), задаются цвета, наводится гламур, и получившиеся в итоге веселые картинки отправляются радовать любителей космоса.

Выходит, переливающийся всеми цветами радуги космос — это блеф? Конспирологи давно вопят о заговоре астрофизиков, скрывающих от людей, что космос нецветной и уродливый, чтобы мы давали им деньги на новые телескопы. Если американцы и были на Луне (любой здравомыслящий конспиролог тут с сомнением покачает головой), ясно, почему они туда больше не летают: там пусто и скучно, даже фоткать совершенно нечего.

Есть, правда, и другая группа конспирологов, специализирующаяся на Марсе и считающая, что все наоборот: фотографии искажают, чтобы скрыть марсианские зеленые насаждения, не говоря уже о разумной жизни. Между прочим, у них есть серьезные основания так считать. Вы, должно быть, думаете, что на Марсе все красновато-оранжевое, только закаты голубые (ладно, про закаты вы, скорее всего, не слышали). Так было принято считать, пока любители марсианских видов не заметили, что случайно попавший в кадр логотип NASA на марсоходе Spirit вовсе не синий, каким ему положено быть, а красный, то есть цвета на фотографиях грубо искажены!

Восстановив по логотипу истинные цвета, потрясенное человечество увидело, что небо на Марсе не багровое, а такое же голубое, как на старушке Земле (так принято выражаться в фантастических романах).

Большой популярностью пользуется сайт, на котором выложены восстановленные любителями фотографии якобы Красной планеты. А нам остается лишь гадать, для чего заговорщики из NASA искажают цвета: то ли чтобы скрыть от народа зеленых человечков, то ли из-за того, что на снимках без цветовых искажений Марс становится настолько похож на каменистую пустыню где-нибудь на юге США, что американцы просто не поверят, что это Марс (и будут правы, добавят конспирологи).

Надеюсь, тайну Красной планеты разрешит Curiosity — новый марсоход, способный найти органическую жизнь и сделать нормальные фотки. Но как нам увидеть дальний космос в подлинном цвете?

rep_234_pics/rep_234_066-1.jpg
Иллюстрация: Тимофей Яржомбек

Проблема в том, что никакого «подлинного цвета» нет, заявляют хитрецы из NASA. У мозга свой фотошоп, а человеческий глаз — такой же инструмент, как телескоп. Мы различаем лишь узенький пучок из широкого спектра электромагнитных волн. Четко мы способны видеть лишь очень небольшой участок пространства размером в один-два градуса, боковым зрением мы практически не различаем цвета. Четкая цветная трехмерная картина реальности синтезируется мозгом по сложнейшим алгоритмам из множества микроснимков, сделанных двумя камерами-глазами, которые все время быстро движутся, ощупывая пространство.

В общем, все как в «Хаббле», только на его снимках отражен гораздо более широкий спектр электромагнитных волн, невидимых глазу. Цвета на фотографиях галактических пейзажей расставлены непроизвольно — они несут информацию, например, о температуре изображенных на них звезд. Вряд ли это утешит любителей космической романтики, но реальность «как она есть» не дана нам в ощущениях — сама по себе она «безвидна и пуста», лишь разного рода волшебные очки позволяют увидеть те или иные ее грани.