Фильмы

23 февраля 2012, 00:00
Иллюстрация: Эксперт Online

Конвой

Алексей Мизгирев

Мнение

Кулак униженных и оскорбленных

Алексей Мизгирев снял свой третий фильм — «Конвой», драму без катарсиса, в которой градус безысходности еще выше, чем в его предыдущих картинах. Но и смирение с этой безысходностью тоже иного — более высокого — порядка.

Мизгирев, пожалуй, самый цельный из нашей «новой волны». Даже в названиях его фильмов слова одного калибра — кремень, бубен, барабан, конвой... Четкие, жесткие, несгибаемые. Таковы же и персонажи — сильные жертвы (системы, обстоятельств, своих же социальных функций), застегнутые на все пуговицы исполнители общественных ритуалов, которые задыхаются в своей форме (в буквальном смысле — в костюмах капитанов, ментов, солдат), но не способны ее сбросить и выдохнуть. Таков и сам фильм — крепкий, словно кулак, который так и остается неразжатым.

В «Конвое» капитан и солдат-контрактник должны доставить в Москву дезертира «нетитульной национальности», чтобы тот предстал перед судом. Все трое редко бывают в столице и, попав туда, проходят через все круги местного ада — от бытовых унижений и подстав до прямого насилия и полного уничтожения личности.

Мизгирев доводит российскую реальность до точки кипения: в «Конвое» она предстает кровяным сгустком, в котором уже нет места хоть какой-то морали (даже преступной), а связи между людьми полностью разрушены. Драматургически эта конструкция напоминает балабановский «Груз 200». Но, как и «Груз 200», это не просто социальный диагноз.

Мизгирева — по первому образованию философа — прежде всего волнует то, как человек, пускай и трижды сломленный, униженный и оскорбленный, продолжает реагировать на зло. Как замученное до смерти тело продолжает подавать признаки жизни. Как сопротивление насилию сначала переходит в унизительное бессилие, но потом — если потерпеть еще чуть-чуть — в смирение, закаляя человека до такой степени, что он уже просто физически перестает чувствовать боль. Свою собственную, но не чужую. Как жертвы перестают бояться и начинают смеяться над палачами, уже этим одерживая над ними победу.

Евгений Гусятинский, кинообозреватель «РР»

Экстрасенс

Ник Мерфи

Англия, 1921 год. Девушка-ученый (Ребекка Холл) приезжает в загородную школу-интернат, где наблюдается повышенное количество паранормальных явлений, а люди рассказывают о призраке некоего пропавшего мальчика. Поначалу героиня уверена, что сможет развенчать эти мифы, но затем реальная встреча со сверхъестественным застав­ляет ее изменить свое мнение. Хороший триллер в стиле «викторианской мистики».

Звездные войны: Эпизод 1 — Скрытая угроза

Джордж Лукас

Как известно, между 1999 и 2005 годами Джордж Лукас добавил еще три серии к своей знаменитой эпопее. На тот момент они отвечали всем новейшим техноло­гиям и демонстрировали последние достижения компьютерной графики в кино. Но за минувшие семь лет технологии опять успели усовершенствоваться, и Лукас не желает от них отставать. Теперь он перевыпустил «Звездные войны» в 3D, чтобы главный фантастический фильм всех времен и народов стал доступен сов­сем молодому поколению зрителей, уже не очень воспринимающих кино без 3D-очков.

Стыд

Стив Маккуин

Брендан — типичный нью-йорк­ский яппи, одержимый сексом. Он занимается им регулярно, но редко спит дважды с одной и той же девушкой; еще чаще мастурбирует, его ноутбук и рабочий компьютер забиты порнографией. Еще он катастрофически одинок и не знает, что с этим делать. Очень современная драма о жизни в большом городе. В главной роли Майкл Фассбендер, идеально точно воплотивший героя нашего времени — тотального потребителя, у которого на самом деле ничего (и никого) нет.

Прислуга

Тейт Тейлор

Экранизация одноименного бестселлера Кэтрин Стокетт. Место действия — провинциальный городок Джексон, штат Миссисипи. Время действия — ранние, еще не революционные 1960-е. Героини — три чернокожие женщины, служанки в домах белых, которые вдруг бросают вызов своим господам, а заодно и всему закостенелому обществу. Очень уютное и остроумное кино об обретении свободы и разру­шении стереотипов. Несколько номинаций на «Оскар».