Трендовые новости

Тренды
Москва, 23.02.2012
«Русский репортер» №7 (236)

Электроны ускоряются быстро

Гамма-излучение Крабовидной туманности исследовали трое ученых, среди которых и сотрудник МИФИ Сергей Боговалов. Крабовидная туманность — останки звезды, взрыв которой наблюдали на Земле в 1054 году. В центре туманности находится сверхплотное ядро — нейтронная звезда, пульсар диаметром 25 километров и массой около двух солнечных.

От нейтронной звезды разлетается «ветер» из электронов и позитронов — его-то и проанализировали физики. Собственно, до сих пор этот «ветер» никто не фиксировал, поскольку он никак себя не проявлял — ну, летят себе электроны и летят. Оказалось, что частицы, попадая в электромагнитный луч пульсара, резко ускоряются и начинают излучать кванты сверхвысокой энергии. Таким образом, исследователи впервые показали «ветер», ранее существовавший лишь на уровне теории. (1)

Нашли вещество из прошлого

Магму, оставшуюся со времен формирования Солнечной системы, обнаружили в горных породах Карелии — так называемых коматитах. Это внутренние породы Земли, вышедшие на поверхность с лавой. Геологи про­анализировали соотношение изотопов вольфрама, осмия и неодима и пришли к выводу, что эти коматиты появились из какого-то очень древнего резервуара, образовавшегося, вероятно, в первые 30 миллионов лет формирования Солнечной системы. (2)

Немецкие Мичурины перенесли гены

Есть такое явление — горизонтальный перенос генов. Это тот случай, когда гены передаются не от родителей, а от совершенно посторонних организмов. Такой перенос — один из механизмов эволюции, он смешивает гены разных видов и вносит новый материал для естественного отбора. Ботаники давно встречали следы такого переноса у разных растений, но не могли сказать, как он происходит.

Немецкие ученые из Потсдама предположили самое простое: растения-соседи нередко соприкасаются и даже врастают друг в друга стеблями, стволами и прочими частями своих сложных организмов — вот тогда и происходит перенос. Человек тоже вовсю практикует этот метод — прививая, к примеру, яблони.

Чтобы проверить гипотезу, исследователи ввели гены флуоресцирующих белков в хлоропласты трех разных видов табака: табачное дерево, табак Бентхама и табак обыкновенный. Причем часть белков излучала желтый свет, а другая — зеленый. Затем табаки прививали друг на друга и в результате получили растения, светящиеся сразу двумя цветами. Так было доказано, что хлоропласты могут «переползать» от одного вида к другому. (3)

Секс нашли в гипоталамусе

Шестнадцать генов, обусловливающих сексуальное поведение мышей, обнаружили калифорнийские ученые, проанализировав работу клеток мозга мужских и женских особей. Гены у тех и других, понятное дело, одинаковые, за исключением половых хромосом, а вот работают они по-разному: одни сильнее у самок, другие у самцов. В результате полу­чается разное количество продуктов этой работы — специфических белков, регулирующих поведение мышей при спаривании и деторождении. А сам уровень экспрессии этих генов регулируется гормонами. Все 16 генов расположены в гипоталамусе и миндалевидном теле. (4)

Феодальный подход в науке

В январе нынешнего года Институт теоре­тической и экспериментальной физики им. Алиханова — знаменитый московский ИТЭФ — был присоединен к другому знаменитому институту, НИЦ «Курчатовский институт» (Курчатник). Это событие взорвало физическое сообщество: выяснилось, что сотрудники ИТЭФ не желают такой реорганизации и выступают с открытыми письмами

В советское время ИТЭФ был сильнейшим институтом Минсредмаша, занимавшегося атомными проектами. В нулевые институт попал в «Росатом». Это коммерческая организация, которой институт был не нужен. Беды начались сразу: низкие зарплаты, посягательства на территорию… Когда решили организовать мощный центр физики высоких энергий под эгидой Курчатовского института, туда включили и ИТЭФ — казалось, должно было стать лучше. Но после того как примерно год назад в ИТЭФ пришел директор из Курчатника, сотрудникам перестали выписывать командировки, резко ужесточился режим доступа людей на территорию.

При присоединении к Курчатовскому институту гарантированная часть зарплаты уменьшилась, остальная полностью зависит от воли директора (в целом она как была нищенской, так и осталась). Большую часть основных работ «старого» ИТЭФ не включили в приоритетные направления нового центра. В общем, все устроено так, что финансировать будут по усмотрению Михаила Ковальчука, директора Курчатовского института. А Ковальчук считает, что сам понимает, какие направления хороши, а какие нет. Такой феодальный подход науку уничтожает.

В декабре терпение сотрудников ИТЭФ лопнуло. Первыми выступили открыто Александр Горский, Павел Пахлов и Алексей Морозов. Последние двое — членкоры РАН, у всех огромные индексы цитируемости.

Сейчас руководство института наконец услышало недовольных и создало согласительную комиссию. Посмотрим, что из этого получится.

Борис Штерн, физик, главный редактор газеты научного сообщества «Троицкий вариант»

16000 объектов космического мусора размерами более 10 см в поперечнике летают вокруг Земли.

Периодически от этих обломков ракет и выведенных из употребления спутников приходится уворачиваться Международной космической станции. В журнале Science появилось сообщение о швейцарских ревнителях чистоты, которые ищут спонсора на постройку аппарата-уборщика — он будет подлетать к обломкам и отправлять их в атмосферу.

Источники: (1) F. A. Aharonian et al. // Nature. Published online February 15. 2012.  (2) Mathieu Touboul et al. // Science DOI. Published online February 16. 2012.  (3) Sandra Stegemann et al. // PNAS. 2012. V. 109. Р. 2434–2438.  (4) Nature research highlights // Nature. 2012. V. 482. Р. 278.

№7 (236) 23 февраля 2012