Фильмы

Афиша
Москва, 01.03.2012
«Русский репортер» №8 (237)

Иллюстрация: Эксперт Online

Просто ветер

Бенс Флиеугауф 

Мнение

Просто убийство

«Просто ветер», получивший Гран-при в Берлине, — шестой полнометражный фильм Бенса (ранее Бенедека) Флиегауфа и первый, в котором он резко сменил стиль.

Его предыдущие картины — «Дилер», «Млечный Путь», «Чрево» — были отличными аудиовизуальными инсталляциями. Было ясно, что этот режиссер-самоучка обладает врожденным чувством изображения, пространства, ритма. Тот же «Млечный Путь» — совершенно абстрактное кино, состоящее из статичных, никак не связанных между собой эпизодов, завораживающих своей пластикой и минимализмом. Но уже в «Чреве» эта визуальная роскошь превратилась в панцирь и перестала пропускать чувства и смыслы. А в «Просто ветре» Флиегауф наконец-то разгерметизировался.

Формально фильм основан на реальных случаях «мирного» геноцида цыган в нынешней Венгрии: менее чем за год там втихую убили восемь человек, отстреляв их ночью, как бездомных псов. Но Флиегауфа не интересуют причины и следствия произошедшего. Он просто отстраненно — опять же без всякого сюжета, с помощью лишь гипнотического изображения, звука и монтажа — показывает жизнь будущих палачей и их жертв, живущих бок о бок в одной и той же «неглубокой могиле» до момента убийства. Это самое ценное и самое страшное, что есть в картине, — просто жизнь. Не жизнь венгров или цыган, а жизнь кого угодно и где угодно, допускающая и оправдывающая любое насилие.

Только эстеты могут не понимать, что «Просто ветер» — никакая не публицистика. Это кино уже во время просмотра заставляет тебя кожей ощутить, что прямо сейчас где-то кого-то убивают. Причем ощутить это не как акт несправедливости, требующей политического или общественного вмешательства, а как непреложную данность, неискоренимую истину, перед которой мы все бессильны.

Флиегуафу удалось снять фильм об убийстве, в котором оно не показано как преступление, — и это уже радикально. Если бы он сделал просто агитку за права цыган, то оказался бы, как и большинство из нас, ханжой. Но он сделал искусство — лишенное иллюзий и неразрешимое. Которое в том числе изобличает и наше политическое ханжество. 

Евгений Гусятинский, кинообозреватель «РР»

Железная леди

Филлида Ллойд

Основательный байопик о Маргарет Тэтчер, премьер-министре Великобритании в период с 1979-го по 1990 год. Но в фокусе тут не политика, а психологи­ческая история о том, какую гигантскую цену человек платит за то, чтобы находиться у власти и править миром. Образцовая роль Мерил Стрип, которая в кинематографическом мире конгениальна своей героине и не впадает в штампы, несмотря на количество и разнообразие сыгранных ролей.

Неоконченный роман

Андре Тешине

В поисках вдохновения писатель-детективщик приезжает в Венецию, где тут же знакомится с Юдит (Кароль Буке), агентом по недвижимости, которая предлагает ему дом на острове Сент-Эразмо. Влюбившись в нее с первого взгляда, герой принимает предложение — с условием, что риелторша будет жить на острове вместе с ним. Но этот роман не приносит ему ничего, кроме паранойи и фрустраций. В меру китчевая психологическая драма от французского классика Тешине — о парадоксах любви и творчества.

Вышибала

Майкл Даус

Простой вышибала из дешевого бара случайно ввязывается в драку во время хоккейного матча и, умело защитив одного из игроков, получает приглашение от тренера клуба работать на льду. Но, во-первых, он не умеет стоять на коньках, а во-вторых, в этой команде уже имеется свой охранник — очень крутой и воинственный парень, не терпящий конкурентов. Теперь герой вступает с ним в схватку — за место в клубе и, разумеется, за сердце одной из фанаток хоккейной команды. Смешная «тупая комедия» о том, что правда — в силе.

Нежность

Давид Фонкинос

Случайный поцелуй обворожительной Натали переворачивает вверх тормашками жизнь и мировосприятие неудачника Маркуса. Теперь ему кажется, что это был знак свыше, и он всеми силами пытается влюбить в себя ни о чем не подозревающую девушку, которая не придала этому поцелую никакого значения. Французская романтическая комедия с Одри Тоту, опять играющей вариацию своей знаменитой Амели — феи из плоти и крови, не знающей о своих магических способностях.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №8 (237) 1 марта 2012
    Честные выборы
    Содержание:
    Реклама