Трендовые новости

15 марта 2012, 00:00

Комментарий

«Мы купили пауков и собирали их шелк»

Группа ученых во главе с г-ном Ваном открыла, что шелк пауков обладает очень высокой теплопроводностью, уступая по этому показателю только серебру и алмазу. Более того, при растяжении нити теплопроводность только увеличивается

Ранее мы обнаружили, что у множества материалов, таких как, например, кремний или углеродные нанотрубки, теплопровод­ность уменьшается, если материал растянуть. И мы спросили себя: а есть ли мате­риалы, чья теплопроводность увеличится при растяжении?

Мы заинтересовались паутиной, потому что она очень прочна и хорошо растягивается. И мы купили пауков, посадили в клетки, кормили их и собрали шелк, который они произвели для нашего исследования.

Мы предполагаем, что главной причиной крайне высокой теплопроводности является очень большое количество определенных белков в шелке паука. В частности, белковые кристаллы сильно способствуют теплопередаче. С другой стороны, чрезвычайная механическая прочность паутины указывает на очень крепкую связь между белками, которая, в свою очередь, способствует увеличению теплопроводности.

Раньше считалось, что теплопроводность органических материалов обычно очень низка. Наше открытие опровергает это убеждение и доказывает, что высокоорганизованные органические материалы могут проявлять очень высокую теплопроводность.

Наши выводы дадут импульс созданию природных или синтетических полимерных волокон с высокой теплопроводностью. Подобные материалы всегда нужны в электронике для рассеяния тепла, в биомедицине и в сфере энергетики. Определенно, мы будем продолжать это исследование и в будущем. Это абсолютно новая исследовательская область, многие аспекты которой нужно изучить.

Ксинвей Ван, исследователь из Университета штата Айова

Записала Виктория Ханова

365 000 Примерно столько замеров понадобилось петербургским астрономам, чтобы оценить изменение массы Солнца. Ученые использовали данные о положении планет за последние пятьдесят лет. Их главный вывод: Солнце становится легче.

Каждую секунду с поверхности нашей звезды улетают частицы, образуя солнечный ветер. Эти потери частично компенсируются космическим материалом, который Солнце притягивает благодаря своей гравитации. Но в итоге светило все равно ежегодно стано­вится легче на триллионные доли процента. Это очень важный показатель, поскольку масса Солнца определят движение тел в Солнечной системе.

В своей статье, опубликованной в последнем номере «Астрономического вестника», авторы предлагают провести ревизию одного из главных средств измерения космических расстояний — так называемой астрономической единицы (АЕ). Она высчитывается исходя из среднего удаления друг от друга центров масс Земли и Солнца. Ученые рекомендуют зафиксировать это соотношение на определенный момент времени, поскольку очень неудобно иметь средства измерения, которые ежегодно меняются.

Во всем виноваты Луна и Солнце

Сила тяжести Луны и Солнца влияет не только на морские приливы, но и на множество других земных явлений. Ученые из Института дина­мики геосфер РАН установили, что лунно-солнечная гравитация является «основным фактором, определяющим околосуточные и двухнедельные вариации электрического поля в грунте, эманационного поля радона, уровня подземных вод и поля микросейсмических колебаний». Кроме того, сила притяжения Луны и Солнца воздействует и на движение блоков земной коры. (1)

Наши реки лишатся воды

Нынешнее глобальное потепление далеко не первое в истории Земли. В науке есть такое понятие, как «климатический оптимум голоцена». Это было примерно 7–11 тыс. лет назад. Тогда средняя температура на планете была выше сегодняшней на 1–3 градуса, а в Сибири — на 3–9 градусов выше зимой и на 2–6 летом.

Изучив древние русла российских рек, ученые установили примерный объем воды в них во времена климатического оптимума. Так, в бассейне Волги годовой сток был почти в два раза меньше современного, в бассейнах Дона и Днепра воды набиралось на 40% меньше, чем теперь, а в бассейнах Оби и Иртыша — на 30%.

«Если принять гипотезу, что оптимум голоцена представлял собой климатический аналог глобального антропогенного потепления середины XXI века, то сделанные оценки состояния водных ресурсов Северной Евразии имеют большое прогностическое значение», — заключают авторы работы. (2)

Почему ребенок хочет цитировать

«А теперь перескажи это своими словами!» — требуем мы от детей. И часто вместо свободного пересказа получаем дословные цитаты из прочитанной книжки. Нам кажется, что неумение самостоятельно формулировать мысль является явным признаком лени и тупости. Для взрослого человека понять текст — значит уметь пересказать его своими словами. Того же мы требуем от детей.

Недавнее исследование психологов должно нас успокоить. Если ребенок младшего школьного возраста не может творчески пересказать сказку или рассказ, это вовсе не значит, что он не понял прочитанное. Просто в силу психологических особенностей основные усилия тратятся не на перефразирование текста, а на понимание взаимосвязи его частей.

Автор исследования уверен: «Неосмысленное восприятие и запоминание отдельных фрагментов текста является необходимой операцией в составе процесса понимания или некоей служебной деятельностью, обязательно предваряющей осмысление текста. Другими словами, условием понимания текста является его непонимание». (3)

Полевки предпочитают сестер

Биологи сравнили сексуальное пове­дение двух видов грызунов — степной пеструшки и узкочерепной полевки. В целом интимная жизнь у них весьма похожа, по крайней мере оба вида склонны образовывать постоянные брачные пары. Однако у узкочерепной полевки, в отличие от степной пеструшки, половозрелые самцы предпочитают спариваться со своими родственницами. Ученые считают, что животным это нужно, чтобы поддерживать стабильность колонии. (4)

Источники: (1) В. В. Адушкин и др. // Физика Земли. 2012.  № 2. С. 14–26.  (2) А. Ю. Сидорчук и др. // Водные ресурсы. 2012. № 1. С. 40–53.  (3) В. И. Эйдлин // Вопросы психологии. 2012. №1. С. 25–35.  (4) М. А. Потапов // Экология. 2012. № 1. С. 43–47.