Трендовые новости

Тренды
Москва, 22.03.2012
«Русский репортер» №11 (240)

Комментарий

«ДНК тканей более разнообразна, чем мы привыкли думать»

Американские исследователи обнаружили в клетках мышей и человека новый тип ДНК — кольцевые молекулы длиной 200–400 пар оснований, расположенные вне хромосом. Находка, названная микроДНК, может пролить свет на механизмы развития многих заболеваний, включая шизофрению, аутизм и рак

Мы не первые, кто обратил внимание на наличие внехромосомных кольцевых ДНК в ядрах клеток. Ученым и раньше было известно, что при делении или репарации ядерной ДНК ее фрагменты могут выпадать, формируя кольцевые структуры за пределами хромосом. Однако все «кольца», описанные ранее, состояли из так называемой мусорной ДНК, которая ничего не кодирует. Каково же было наше удивление, когда в нейронах эмбрионов мышей мы увидели десятки тысяч маленьких внехромосомных «колец», состоящих к тому же из фрагментов кодирующей ДНК!

Это открытие позволяет сделать вывод о явлении микроделеции — выпадения из хромосом коротких участков кодирующей ДНК. Прежде считалось, что делеции ДНК — мутация, свойственная раковым клеткам. Теперь ясно, что это может происходить повсеместно, в том числе и в нормальных тканях. А главное — становится очевидным, что ДНК тканей организма обладает гораздо большим разнообразием, чем мы привыкли думать. Следовательно, клетки крови, обычно используемые для секвенирования ДНК, вовсе не являются универсальным источником информации о структуре ДНК всего организма.

Сама по себе микроделеция не способна нанести клетке вред, поскольку инактивирует лишь один ген из пары. Однако если второй ген имеет исходную мутацию, клетка может начать развиваться по патологическому пути.

Аниндия Дутта, профессор кафедры биохимии и молекулярной генетики Университета штата Вирджиния, США

Записала Мария Бочарова

Мастодонты боролись с кометой или с человеком

Продолжаются споры о том, кто уничтожил крупных зверей в Северной Америке 13 тысяч лет назад. Сейчас геологи нашли в Мексике следы удара метеорита по континенту 12 900-летней давности. Эти следы — наноалмазы и сферические застывшие капельки обычных пород Земли. Действительно, такие структуры обычно появляются, когда в планету ударяет массивный астероид. Этот гипотетический метеорит получил название «комета Кловис» — по имени первобытной культуры людей, которая, по мнению большинства исследователей, и поубивала всю крупную фауну в Америке: мастодонтов, саблезубых тигров, мамонтов. В прошлом году, например, на обычной ферме в США нашли кости мастодонта с застрявшими в них каменными копьями.

Мухи пьют тогда, когда им не дают другие мухи

Самцов мухи-дрозофилы на четыре дня поместили в емкость с двумя поилками. В одной поилке была пища, в другой — алкоголь. Выяснилось, что те самцы, которые перед экспериментом спаривались с самками, выбирали еду, а те, что были лишены женского внимания, — алкоголь.

Биологи из Калифорнии и Ванкувера, которые провели этот эксперимент, осторожно сообщают, что не хотели бы прямо экстраполировать результаты на человеческое общество. Тем не менее они напоминают, что «молекулы наслаждения» в мозге человека и фруктовых мух имеют схожее строение.

Водород холодит электричество

Отечественные инженеры из Института нанотехнологий микроэлектроники РАН создали опытный образец гибридной энергетической магистрали. Суть изобретения следующая. На трубу из нержавеющей стали намотали сначала медную проволоку, а затем ленту из диборида магния. Снаружи обмотали изоляцией и поместили в криостат. По трубе пустили жидкий водород, а по ленте из диборида магния — электрический ток.

Получилось сразу два энергетических потока — водорода и тока по сверхпроводнику, в который превращается лента при низких температурах. Потери энергии в таком устройстве минимальны даже при передаче на расстояния в несколько тысяч километров, а на поддержание водорода в жидком состоянии тратятся всего доли процента.

Найдено место в мозге, которое хочет есть

«Расшифрована нейронная сеть, которая управляет аппетитом» — с таким заголовком вышла статья в журнале Nature. Нейрофизиологи из США провели несколько сложных экспериментов с теми областями мозга, которые принимают участие в регуляции веса и чувства голода. Они подавляли активность одних нейронов — и видели, как мышки отказываются от еды. Затем они возбуждали другие нейроны, и мышки набирали вес.

Давно известно, что в основном регуляция аппетита сосредоточена в гипоталамусе — своеобразном гибриде нервной и гормональной сис­тем, отслеживающем уровень тех или иных веществ в крови. Однако до сих пор было неизвестно, в каком именно месте расположен центр аппетита. Сейчас этот вопрос решен: «центральный процессор» ученые нашли в парабрахиальном ядре — структуре мозга, независимой от гипоталамуса, но связанной с ним. Сюда стекаются все данные, и здесь принимается решение «есть или не есть».

Источники: (1) Isabel Israde-Alcántara et al. // PNAS, published online before print March, 5. (2) G. Shohat-Ophir et al. // Science. 16 March 2012. Vol. 335. No. 6074. Pp. 1351–1355.  (3) В.В. Костюк и др. // Письма в ЖТФ. 2012. Т. 38. Вып. 6.  (4) Qi Wu et al. // Nature, published online 14 March 2012.

№11 (240) 22 марта 2012