7 вопросов Дмитрию Кожневу, профсоюзному лидеру

Интервью
Москва, 05.04.2012
«Русский репортер» №13 (242)
Самые эффективные профсоюзы сегодня в автопроме. Это доказала забастовка на калужском заводе «Бентелер», который производит запчасти для «Фольксвагена». За три дня забастовки рабочие последовательно подняли на ноги менеджеров завода, ОМОН и калужского губернатора и в итоге заставили руководство предприятия сесть с ними за стол переговоров. Координатор Межрегионального профсоюза работников автопрома (МПРА) по Калуге Дмитрий Кожнев рассказал «РР», в чем заключался конфликт и почему забастовка оказалась такой эффективной

Фото: Евгений Краснов

1. Чего добивались бастующие рабочие?

Конкретно у этой забастовки требование было одно: чтобы администрация завода начала с профсоюзом переговоры о заключении коллективного соглашения. До забастовки руководство предприятия не признавало наш проф­союз, говорило, что он нелегитимен. Говорили так: если вы хотите вести переговоры — давайте, но мы сами выберем сотрудников, с которыми будем беседовать.

2. Для чего им это было нужно?

Они видели, что в проекте коллективного договора, который мы разработали, есть серьезные требования, которые им обойдутся в копеечку. В первую очередь повышение заработной платы на 10% в год и ее индексация в зависимости от инфляции. А всего там 200 пунктов требований. И для руководства завода проф­союз в качестве переговорщика был неприемлем. Ведь у любого нормального профсоюза есть обученная переговорная группа, которая умеет противостоять мене­джерам, которых полжизни учили давить на профсоюзы. После того как руководство завода отказалось вести переговоры с проф­союзом, и началась забастовка.

3. Бастующие очень быстро добились своих целей. Почему?

Единственное, из-за чего работодатель пошел навстречу рабочим, — это сам факт забастовки и наличие профсоюза. Иначе менедж­мент остался бы глух к требованиям людей. За несколько дней забастовки экономический ущерб «Бентелера» и «Фольксвагена» оказался настолько существенным, что дальше игнорировать бастующих стало экономически нецелесообразно. Они наняли штрейкбрехеров, ввели две двена­дцатичасовые смены, но это не помогло: живые зомби на производстве — опасная и неэффективная штука. Качество продукции резко упало, нам говорили об этом коллеги с «Фольксвагена». В итоге к решению конфликта подключилось и руководство области.

4. Со стороны показалось, что руководство предприятия пошло на переговоры с проф­союзами именно под давле­нием губернатора Анатолия Артамонова.

Я бы не сказал, что губернатор был на стороне профсоюза. Артамонов подчеркивал, что для него важна прибыль работодателей и инвестиционная привлекательность области, которую любая забастовка снижает. Поэтому его интересы скорее на стороне работодателя, но при этом он дал понять руководству предприятия, что мы действуем в рамках закона и к нам надо прислушаться.

5. Но раньше губернатора у проходной завода появился ОМОН. Не боялись силового решения конфликта?

Для меня загадка, кто и зачем вызвал ОМОН. Пригнали «Урал» с решетками на окнах, целый отряд стоял в резерве. Получилось, что против нас, 150 безоружных рабочих, зачем-то выставили сто вооруженных полицейских, омоновцев и чоповцев. Но мы их ничем не спровоцировали.

6. Посредником в переговорах пытался выступить и главный профсоюз страны — ФНПР, но вы к нему не прислушались. Почему?

До этого конфликта на заводе не было ни одного члена ФНПР. Поэтому, когда в разгар конф­ликта туда приехал руководитель Калужского областного совета профсоюзов Гречанинов, мы даже не сразу поняли, зачем. А он в данном случае выполнял функцию запугивания и убеждения людей отказаться от забастовки. ФНПР вообще часто выступает в роли придатка к администрации предприятия. Их главная функция — разъяснять работникам то, что все действия руководства верные.

7. Какая сейчас ситуация на заводе?

Мы получили на руки приказ руководства завода о начале переговорного процесса с профсоюзом. Он начнется в ближайшее время. Это то, чего мы и добивались.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №13 (242) 5 апреля 2012
    Город
    Содержание:
    Как народ?

    От редакции

    Фотография
    Вехи
    Фоторепортаж
    Реклама