Трендовые новости

Тренды
Москва, 05.04.2012
«Русский репортер» №13 (242)

Комментарий

«В случае эпидемии оспы мы пропьем курс капсул и будем здоровы»

Лариса Шишкина, заведующая отделом профи-лактики и лечения особо опасных инфекций ГНЦ ВБ «Вектор»

Сибирские ученые создали препарат для лечения натуральной (черной) оспы — «НИОХ-14». Вообще эта страшная инфекция сейчас считается полностью побежденной. Но если она вдруг вернется, это будет катастрофой мирового масштаба: прививки отменены еще тридцать лет назад, а значит, вирус может запросто погубить миллионы, а то и миллиарды людей

Считается, что натуральная оспа полностью ликвидирована. И никто не занимался бы ее исследованиями, если бы не было опасений ее возвращения: теоретически вирус может быть использован против человечества, например, террористами. Поскольку «иммунной прослойки» в обществе не осталось, есть риск, что люди заболеют серьезно.

Центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» ведет исследования противооспенных препаратов уже более десяти лет. С 2008 года мы работаем над созданием лекарства, аналогичного американскому ST-246, известному как практически единственный в мире препарат против оспы. К работе подключился Институт органической химии СО РАН: ученые синтезировали американский препарат, а потом взялись за создание собственного. И это удалось.

Препарат, над которым мы работаем, — это химическое вещество, не дающее размножаться вирусу. «НИОХ-14» уже прошел предварительные испытания на клетках и животных. Результаты радуют: если препарат начать вводить в первые три дня и продолжать курс лечения в течение 10 дней, то выживание составляет 100 %. К 2020 году препарат будет готов. Тогда в случае заболевания оспой можно будет вылечиться, пропив курс таблеток или капсул.

Записала Юлия Огородникова

Наши предки и прямо ходили, и по деревьям лазили

Примерно 3,4 млн лет назад одновременно с австралопитеками сосуществовал другой вид проточеловека, обитавший на деревьях. Об этом свидетельствует находка американских палеонтологов, проводивших раскопки в Африке, в местечке Буртеле (Эфиопия). Ученые нашли фрагмент стопы человекообразного примата. Реконструировав строение ноги, палеонтологи пришли к выводу, что ее обладатель вел древесный образ жизни — хорошо лазал по деревьям, но был мало приспособлен к наземным передвижениям. Сейчас ученые активно ищут череп и другие фрагменты древесного проточеловека, чтобы узнать больше о его облике и образе жизни.(1)

Самые толерантные социальные сети у дельфинов

Дельфины-афалины охотно общаются с сородичами независимо от места их обитания, не устанавливают границ и часто переходят из стаи в стаю. К таким выводам пришли ученые, в течение полугода наблюдавшие за двенадцатью группами этих млекопитающих у побережья Австралии.

Выяснилось, что афалина может спокойно выйти из своей группы и присоединиться к другой. Дельфины, в отличие от других млекопитающих, проживающих в стаях, не проявляют агрессию к чужаку, а охотно с ним знакомятся. Драки и соперничество среди этих животных ученые заметили лишь в брачный период. (2)

Шерстистый носорог употреблял много травы и мака

Несколько лет назад в низовьях Колымы были найдены останки шерстистого носорога — древнего животного, истребленного неандертальцами и первобытными людьми. Возраст находки — примерно 39 тысяч лет.

Совсем недавно якутские ученые из Института геологии алмаза и благородных металлов СО РАН завершили анализ пыльцы и спор, сохранившихся в желудке ископаемого носорога. Выяснилось, что основой его рациона служили разнообразные травянистые растения: злаковые, бобовые, полынь, маки, лютики. Обнаружены также — в небольшом количестве — остатки водорослей и мелких грибов. А вот следов листьев деревьев и мха практически не найдено. (3)

Дробилка позволит шагнуть в графеновое будущее

Физики называют графен самым многообещающим материалом. Например, его использование в микропроцессорной технике вместо кремния позволит создавать суперкомпьютеры, производительность которых будет в разы больше, чем у современных. До сих пор, однако, неясно, как создавать графеновые пленки в промышленных масштабах. Можно собирать графен в пластины, обрабатывая его сильными реагентами и химикатами, но это заметно ухудшает его свойства.

Южнокорейские ученые нашли альтернативный метод: в течение двух суток они перемалывали графен с кусочками сухого льда в обычной шаровой барабанной мельнице, которую используют для получения красок и лекарств. Полученную массу корейцы напылили на кремний и нагрели. В результате образовались довольно большие и прочные графеновые пластинки — три на пять сантиметров. (4)