Фильмы

Афиша
Москва, 12.04.2012
«Русский репортер» №14 (243)

Бестиарий

Дени Коте

Мнение

С людьми вход воспрещен

Герои отличного греческого фильма «Аттенберг» часами смотрели передачи о животных Дэвида Аттенборо (британского Николая Дроздова), а потом самозабвенно изображали диких зверей, отключаясь таким образом от куда более жестокой реальности. Всем прочим искусствам я тоже давно предпочитаю фильмы о природе, которые, по-моему, только и оправдывают существование телевизора и в какой-то степени давно уже должны были заменить зоопарки.

Есть что-то чистое и бесконечно медитативное в наблюдении за жизнью, в которой есть леопарды, панды, пингвины… и нет человека. Их мир — единственная реальная альтернатива миру людей. Стать животным (вариантом абсолютного другого) — вообще одна из утопий разочаровавшегося в себе человечества. Американец Тимоти Тредуэлл (герой документального фильма Херцога «Человек-гризли») даже решил ее осуществить: отказавшись от благ цивилизации, он поехал жить к медведям гризли на Аляску, но те, сперва проявив дружелюбие, за своего все-таки не приняли и в итоге отгрызли ему голову.

Что самое дикое в передачах о животных? Правильно, дикторский голос, навязчивое присутствие человека, который считает, что все знает и обязательно должен все разложить по полочкам. Почему бы не замолчать и вообще не устраниться?

«Бестиарий» канадcкого визионера Дени Коте — идеальный фильм о животных, снятый с точки зрения… животных. Здесь нет никакого закадрового текста, а снято все так, будто за объективом камеры не стоит человек. Взгляд Коте воспроизводит взгляд тех, на кого он направлен: буйволов, антилоп, зебр, львов, гиен, умирающих от тоски, одиночества и тотального абсурда в квебекском сафари-парке, имитирующем африканскую саванну. Это портреты зверей, на которых они изображены так, как принято изображать людей и даже богов. Анималистская трагедия, в которой убийство животного с целью сделать из него чучело выглядит местью человека природе за собственное несовершенство. 

Евгений Гусятинский, кинообозреватель «РР»

Ворон

Джеймс Мактиг

Воображаемая хроника последних дней жизни Эдгара Аллана По (Джон Кьюсак). Увязший в долгах писатель охотится на серийного убийцу, который совершает зверские преступления точь-в-точь по схемам, описанным в рассказах американского романтика. Исторический триллер о том, как жизнь повторяет литературу, а литература создает жизнь. Режиссер — автор отличного кинокомикса «V значит вендетта».

Алоис Небель и его призраки

Томаш Лунак

Черно-белый мультфильм об одиноком стрелочнике, который служит на чешско-польской границе в конце 1980-х, накануне падения Берлинской стены. Когда станцию накрывает туман, он начинает видеть кошмары, навеянные восточноевропейским прошлым. Тогда, сразу после Второй мировой, в этом местечке чехи хотели совершить самосуд над немецким населением. Изысканный графический комикс о чувстве вины, исторической трагедии и прошлом, наступающем на настоящее. Сделано в модном жанре документальной анимации.

Связанные насмерть

Дэвид Кроненберг

Фильм Кроненберга 1988 года. История братьев-близнецов — хирургов-гинекологов, не расстающихся с детства и живущих вместе в роскошном пентхаусе в Торонто. Их союз скрывает массу тайн и травм, которые выходят наружу, когда оба героя завязывают отношения с пациенткой — борющейся с бесплодием голливудской звездой. Один из лучших фильмов канадского сюрреалиста, в котором переплелись все его мотивы: паранойя и безумие, одержимость телесностью и сексом, страх смерти и влечение к ней.

Сфера колдовства

Клод Нуридзани, Мари Перенну

Мальчик и девочка находят заброшенный пруд — обиталище странных созданий, которых они видели в своих снах и кошмарах… Нуридзани и Перенну известны документальными блокбастерами «Микрокосмос» и «Генезис» — высокотехнологичными хитами о жизни насекомых, загадках природы и рождении нашей планеты. Теперь все это соединилось с камерной историей о детской дружбе, любви и силе воображения. Сказка о реальном мире, который куда более фантастичен, чем любой вымысел.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №14 (243) 12 апреля 2012
    Собственность
    Содержание:
    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Реклама