Кредиты на стартап

Финансы
Москва, 12.04.2012
«Русский репортер» №14 (243)
Речь идет о займах для предпринимателей, которые только начинают собственное дело или покупают готовый бизнес

Еще год назад ни один из банков на стартапы денег не давал. И до сих пор большинство из них согласны кредитовать компанию, только если она проработала с прибылью не менее года. Впрочем, главное для банкиров — ликвидное обеспечение. Это могут быть товары, которые находятся в обороте, оборудование, транспорт, недвижимость. Также в качестве обеспечения могут выступать поручительства фондов поддержки малого предпринимательства, которые есть в каждом регионе. Даже индивидуальные предприниматели, не имеющие на балансе ничего, что можно было бы предложить банку в качестве залога, могут получить кредит — предоставив поручительство фонда, личный автотранспорт или недвижимость.

В конце прошлого года ситуация изменилась. Сбербанк запустил программу кредитования предпринимателей, работающих по франшизе, в том числе и не имеющих серьезного опыта в бизнесе. Эта программа льготного кредитования была разработана Сбербанком совместно с Российской ассоциацией франчайзинга (РАФ). Начинающий предприниматель может теперь получить от 100 тысяч до 3 миллионов рублей при условии покупки франшизы у одного из партнеров банка. В списке партнеров 10 компаний: Baon (одежда), Newform (одежда для беременных), Subway (кафе), Бэби-клуб (детский центр творчества), сеть студий маникюра Лены Лениной, агентство недвижимости «Хирш», «Чистофф» (химчистка) и другие. 

Для начинающих бизнесменов такой продукт выгоден, тем более что сейчас процентная ставка по займам может превышать 20%.

«Банки пока не готовы кредитовать франчайзинг на льготных условиях. Сейчас он рассматривается как обычный стартап-проект, а получить деньги на начало бизнеса нельзя ни в одном из банков. Перспектива развития кредитования этого сектора состоит в сотрудничестве франчайзеров и банков. В отдельных случаях можно было бы надеяться и на поручительство франчайзеров», — говорят эксперты. Впрочем, сами продавцы франшиз уверяют, что риска нет: дело в том, что чаще всего кредиты на приобретение франшизы берут уже действующие предприниматели.

Такие заверения, однако, не слишком успокаивают банкиров: любой стартап — это высокие риски, а 80–90% бизнес-проектов разваливаются в первый же год жизни.

И тем не менее некоторые игроки готовы рискнуть. «Сейчас три-четыре крупных банка готовят программы кредитования стартапов, в первую очередь тех, что связаны с покупкой готового бизнеса», — рассказывают представители Российской ассоциации франчайзинга. «Мы рассматриваем возможность организации кредитования в данном сегменте. Однако это требует крайне взвешенного подхода и четких требований по финансированию подобных проектов с учетом повышенных рисков кредитования стартапа. Наличие опыта и уже реализованных, действующих аналогичных проектов у предпринимателя значительно упрощает процесс рассмотрения кредитной заявки», — заявил Олег Юшков, вице-президент Номос-Банка.

Правда, другие игроки в это же самое время сворачивают кредитование малого и среднего бизнеса. Так, Алтайэнергобанк отказался от программы кредитования юридических лиц, «поскольку в данном сегменте рынка велика доля невозвратов из-за действий мошенников».

У партнеров

    «Русский репортер»
    №14 (243) 12 апреля 2012
    Собственность
    Содержание:
    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Реклама