Фильмы

Афиша
Москва, 24.05.2012
«Русский репортер» №20 (249)

Последствия

Владислав Пасиковский

Мнение

Секретов нет

В 2001 году Польша официально признала, что, будучи в оккупации во время Второй мировой войны, многие поляки добровольно уничтожали евреев, которые жили среди них испокон веков, а в годы фашизма обратились за помощью. До этого геноцид евреев на территории Польши целиком и полностью приписывали немецким захватчикам.

Эта национальная травма — главная тема в современном польском кино. В концептуальном «Секрете» этот страшный опыт всплывает в отношениях двух антиподов-аутсайдеров — престарелого поляка, убившего в те годы двух евреев (женщину и ребенка), и его внука-трансвестита, не знающего, как совладать с дедовским прошлым. А в ленте «Издалека вид лучше» показана сегодняшняя польская деревня: каждый здесь только и ждет, чтобы сдать куда-нибудь своего соседа, а потом вселиться в его дом и помародерствовать. И генеалогия этого тихого кошмара тоже восходит к событиям шестидесятилетней давности.

Оба фильма — образцы современного арта: первый сделан неформалом Пшемыславом Войцешеком, работающим в независимом театре, второй — живописцами Анкой и Вильхельмом Саснал, снявшими кино на собственные деньги.

Но в Польше теперь есть и большой, массовый фильм на ту же тему. Только что вышедшие «Последствия» Владислава Пасиковского — залихватский хоррор о двух братьях, которые не могут пережить тот факт, что в их роду есть убийцы-фашисты. Они начинают расследовать преступления дедов, находят на задворках своей деревни «похороненное» еврейское кладбище, от которого поляки решили избавиться, чтобы никто не думал, что евреи вообще жили на их земле, восстанавливают эти могилы и, естественно, становятся предателями и главными врагами в глазах местных жителей. Фактически это «антипольский», но одновременно и по-настоящему патриотичный манифест, работающий с очисткой национальной совести и искуплением национальный вины на уровне, доступном всем.

А теперь представьте такое кино в России — например, о том, что Сталин делал с теми же евреями. Как-то не представляется. Вот поэтому мы все еще живем по принципу «издалека вид лучше», в обнимку со своими собственными скелетами в шкафу.

Евгений Гусятинский, кинообозреватель «РР»

Суперкласико

Оле Кристиан Мадсен

Жизнь датчанина Кристиана дала трещину. Его сын-подросток не хочет с ним общаться. Его алкогольный бизнес летит в тартарары, а сам он постепенно превращается в единственного потребителя своей продукции. Но главное — от Кристиана ушла жена, променяв его на известного футболиста. Пытаясь вернуть супругу, герой отправляется за ней в Буэнос-Айрес. Смешная датская комедия про кризис среднего возраста.

Красавица из трущоб

Майкл Уинтерботтом

Современный Раджастан, местная девушка Тришна влюбляется в богатого молодого британца, держащего в Индии сеть отелей. Но на пути влюбленных встают непреодолимые обстоятельства в виде классовых различий, социальных условностей и разницы в образовании. Очеред-ная экранизация «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» Томаса Харди, сделанная многостаночником и мастером на все руки Майклом Уинтерботтомом, которому, кажется, уже совершенно все равно, что снимать — лишь бы что-то снимать. Мыльная мелодрама с претензией на авторское кино.

Запретная зона

Брэдли Паркер

Шестеро туристов-экстремалов отправляются на каникулы в Украину и едут на экскурсию в Припять — «мертвую зону», все еще сохраняющую свое радиоактивное и не только воздействие на мир живых. Вскоре с героями начинают происходить странные вещи, и они понимают, что в этом заброшенном городе обитают какие-то непонятные существа… Трэш-триллер, не стесняющийся эксплуатировать чернобыльскую трагедию, которая, впрочем, давно стала расхожим символом ужаса и конца света.

Люди в черном 3

Барри Зонненфельд

Запоздавшая третья часть культового комикс-блокбастера про двух спецагентов в костюмах — одного черного (Уилл Смит), другого белого (Томми Ли Джонс) — спасающих мир от разнообразной инопланетной нечисти. Теперь тот, который черный, должен отправиться в прошлое, а именно в шестидесятые, чтобы спасти своего белого напарника. Барри Зонненфельд — один из последних режиссеров уже старого Голливуда, умеющий делать круто без всяких 3D и просто спецэффектов. Ироничное зрелище для всех, включая умных.

Фотографии: AFP/East News (2); Top Film Distribution;  WDSSPR (2); Русский Репортаж; Apple Film Production

У партнеров

    Реклама