Европейские ценности

Тренды
Москва, 31.05.2012
«Русский репортер» №21 (250)

С 2006 года Россия участвует в глобальном социологическом исследовании Европы. Десяткам тысяч людей задаются сотни типовых вопросов, моделируются ситуации из жизни, чтобы понять, кто он — современный европеец. Вопросы самые разные, от уровня дохода и состава семьи до «за что вы работаете?». Затем социологи берут подборку вопросов по какой-нибудь теме и делают обобщения.

Нынешнее исследование провели наши ученые Владимир Магун и Максим Руднев. Они проанализировали ответы на 21 вопрос, касающийся ценностей отдельного человека, и выяснили, что в Европе можно выделить четыре большие группы людей со схожими ценностями. И еще выяснилось, что в разных странах эти группы представлены в разных пропорциях.

Портрет российского общества на фоне остальных стран получился следующий. Половина россиян не особо заботится о других людях и среде обитания, зато крайне ценит власть, богатство и успех. К тому же этот «народ» примерно одинаково относится к новому в жизни и к стабильности, то есть готов разумно рисковать. Рядом с нами здесь страны Средиземноморья: Турция, Израиль, Греция и Португалия, а также постсоциалистические Румыния, Словакия и Польша. Еще треть наших людей — «охранители»: они очень плохо относятся ко всему новому, предпочитая традиции. Самоутверждаться за счет других они тоже любят (впрочем, чуть меньше, чем предыдущее большинство). Здесь мы в одной обойме с Польшей, Словакией, Украиной, Болгарией и примкнувшей Испанией.

Очень мало у нас (всего 6%) тех, для кого главное — альтруизм (не в пример каким-нибудь Швейцарии и Дании с их 41% или Франции, где сердобольных вообще больше половины). Чуть больше — 13% — рисковых модернизаторов, открытых всему новому.

Отчего так вышло и что с этим делать, наука не дает определенного ответа.

В России мало альтруистов

У партнеров

    «Русский репортер»
    №21 (250) 31 мая 2012
    Город будущего
    Содержание:
    Реклама