Трендовые новости

Тренды
Москва, 31.05.2012
«Русский репортер» №21 (250)

Иллюстрация: Эксперт Online

Комментарий

«Нейроимиджинг позволяет изучать подсознательные процессы»

22–24 мая в России впервые прошел Международный симпозиум по нейроимиджингу, организованный Московским городским психолого-педагогическим университетом

Нейроимиджинг, то есть визуализация  процессов работы мозга, стал настоящим прорывом в психологии и медицине. Мы можем заглянуть в человеческий мозг во время его работы и увидеть, какие его структуры активны, например, при решении арифметической задачи. Эти методы позволяют изучать подсознательные процессы. Оказалось, что они составляют основную часть нашей психической жизни: так, наш мозг принимает решение за несколько секунд до того, как мы принимаем решение осознанно.

Сейчас нейроимиджинг — это целая наука, бурлящий котел идей и открытий. Она возникла еще в 80-х, когда появились новые методы исследования работы мозга, такие как позитронно-эмиссионная томография и функциональная магнитно-резонансная томография. К огромному моему сожалению, российская наука, когда-то занимавшая очень неплохие позиции в изучении мозга, оказалась в стороне от этого прорыва.

В Центре нейрокогнитивных исследований мы освоили работу с магнитоэнцефалографической установкой, единственной в России. Магнитоэнцефалография измеряет магнитные поля на поверхности мозга и позволяет фиксировать активность нейронов с недостижимой ранее точностью.

Еще одна сфера, в которой магнитоэнцефалография незаменима, — здравоохранение. Мы сотрудничаем с ведущими медицинскими учреждениями России. Например, осуществляем диагностику очагов эпилепсии у детей: перед операцией нейрохирургу нужно знать, сколько их и где они, а где жизненно важные зоны мозга, которые трогать нельзя.

Татьяна Строганова, доктор биологических наук, руководитель Центра нейрокогнитивных исследований МГППУ

750 попыток потребовалось биологам, чтобы создать аналог компьютерной памяти на основе ДНК.

Биологическое устройство может вставлять кусок ДНК внутрь хромосомы, а потом вырезать и вставлять его задом наперед. И так до 16 раз. Таким образом, мы имеем два положения, соответствующие 0 и 1 в двоичном коде. Работа опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Футурологи, предрекавшие освоение космоса силами частных компаний, похоже, оказываются правы. 22 мая с мыса Канаверал взлетела ракета-носитель Falcon, которая вывела на орбиту космический аппарат Dragon. Через три дня он успешно пристыковался к Международной космической станции, доставив туда около 500 килограммов груза. Первый в истории частный космический грузовик был разработан компанией SpaceX, которую основал миллиардер-изобретатель Элон Маск, один из создателей платежной системы PayPal. Говорят, что именно Маск является прототипом главного героя фильма «Железный человек».

Среди звезд мало неудачников

Инфракрасным телескопом WISE искали коричневых карликов — звезды, которые не смогли собрать в себя достаточно водорода. Обычно звезда рождается из газопылевого диска, собирает водород и запускает термоядерные реакции. После этого она горит либо долго, как наше Солнце, либо недолго, если по массе перебор — всего миллионы лет, — и называется голубым гигантом. А если звезда по каким-то причинам не смогла стянуть на себя достаточно водорода, то она горит за счет дейтерия, тяжелого водорода, и довольно тускло. Долгое время такие звезды вообще не могли обнаружить: первый коричневый карлик нашли только в 1995 году. Сейчас инфракрасные телескопы получше, поэтому можно точно сказать, сколько таких звезд в ближайших окрестностях: оказалось, только одна из шести. То есть обычно звезды все же зажигаются «по-настоящему». (1)

В ядре нашли много углерода

Все почему-то привыкли думать, что ядро Земли содержит железо и углерод в форме Fe3C или даже Fe7C3. Также, если расспросить обычного человека, он наверняка скажет, что в ядре Земли содержатся соединения железа с водородом. И первое, и второе, скорее всего, неверно, утверждается в работе, проделанной двумя российскими и немецким исследователями. Моделировалась структура соединений железа при тех огромных давлениях, которые существуют внутри планеты. Оказалось, что взгляды на валентности железа и углерода, к которым уже все привыкли, не соответствуют моделям, а водород, скорее всего, вообще находится в ядре в мизерных количествах. Самым же стабильным оказалcя карбид Fe2C. «Необходимо отказаться от традиционного мнения, что Fe3C и Fe7C3 стабильны при давлениях внутреннего ядра Земли», — справедливо отмечают авторы. И пора уже всем переходить на эволюционные алгоритмы при подобных расчетах. (2)

Не думай об этом

Ученые давали четырем группам студентов различные творческие задачи — например, как необычно использовать зубочистку. Нужно было дать как можно больше ответов за две минуты. Потом на двенадцать минут группы разделили: одной позволили отдохнуть, другой — нет, третью заняли задачами на внимание, а четвертую развлекали всякими пустяками, не давая сосредоточиться. Потом всех опять заставили решать задачу про зубочистки. Более креативной — на 41% — оказалась последняя группа. Эволюция таким образом нащупала для нас механизм решения комплексных задач в меняющейся обстановке. (3)

Считаем время ферментом

Клеточная жизнь появилась примерно 3,7 млрд лет назад на Земле, где уже тогда был день и была ночь. Организмам пришлось к этому приспосабливаться, возникли суточные ритмы. Эти ритмы есть у всех, от бактерий до человека, но до сих пор не найден общий механизм, их запускающий. Это одно из первых сложных устройств в наших клетках — молекулярно-генетические часы. За миллиарды лет первичные гены мутировали,  а биохимические цепочки у разных видов изменились совершенно различно. Но должно было остаться что-то общее. Сейчас это общее обнаружили. Новейшие сравнительные исследования выявили, что у всех организмов работает окислительно-восстановительный цикл ферментов пироксиредоксинов. У людей они участвуют в передаче клеточных сигналов. То включаются, то выключаются и таким образом считают время суток. (4)

Источники: (1) J. Davy Kirkpatrick et al. // Arxiv: 1205.2122 (accepted for publication in The Astrophysical Journal). (2) З. Г. Бажанова и др. // Успехи физических наук. 2012. Т. 182. С. 521–530. (3) Baird B. et al. // Psych. Science (in the press). (4) Rachel S. Edgar et al. // Nature. 2012. V. 485. P. 459–464.