Экономика европейского мяча

Сцена
Москва, 07.06.2012
«Русский репортер» №22 (251)

Начинающееся первенство континента — это еще и неявная конкуренция разных способов организации футбольной экономики. Английская футбольная модель — либерально-рыночная, тяготеющая к «пузырям». Она построена на расходах: больше тратишь — выше шанс что-то выиграть. Конечно, ведущим клубам страны, создающим эффектный продукт — игры с участием лучших игроков мира, — легче его продать. Поступления от продажи телевизионных прав постоянно растут, при этом в первую очередь за счет трансляций за пределами Англии.

Но одновременно накапливаются и долги — клубы, находящиеся во владении частных инвесторов, не привыкли считать средства. Роман Абрамович («Челси»), эмиратский шейх Мансур («Манчестер Сити»), американская семья Глейзеров («Манчестер Юнайтед») возглавляют гонку бюджетов. Пропасть между ними и остальными клубами постоянно растет, и для того, чтобы выдержать конкуренцию, командам приходится идти на поклон к сторонним инвесторам.

Тем не менее совокупные доходы клубов растут, и, несмотря на увеличение цены билетов, болельщики заполняют трибуны стадионов почти полностью, а игрок, получивший предложение от одной из английских команд, пребывает на седьмом небе от счастья. Хотя бы потому, что, как выяснила консалтинговая компания Deloitte, на заработки футболистов в английской Премьер-лиге тратится больше 70% доходов клубов — фантастическая доля в сравнении с другими европейскими лигами.

Но финансовый пузырь может в любой момент лопнуть. Так, в 2002 году из-за банкротства телекомпании ITV Digital, владевшей правами на чемпионат Англии в низших лигах, несколько известных команд разорилось.

В России футбол построен по довольно несуразной олигархически-государственной модели. Качественный футбольный продукт не может предложить почти никто из команд, стадионы не заполнены, права на трансляции дешевы, коммерческое спонсорство ограничено, продажа символики не является значимой статьей дохода.

Клубы, как правило, принадлежат крупным компаниям, при этом нередко государственным, таким как «Газпром» или РЖД. Уровень зарплат футболистов не столь высок, как, скажем, в Англии, но в целом не соответствует их отдаче в игре. При этом средний игрок в России может получать больше, чем на Западе, и, соответственно, не расположен куда-то ехать оттачивать свое мастерство.

Спонсируемые крупными монополиями или даже местными органами власти футбольные команды не заинтересованы в  том, чтобы жить по средствам или зарабатывать. Им главное — освоить бюджет. Иногда его не хватает, как в случае с «Томью» (часть средств расхитили через подставные фирмы, часть ушла на непомерно раздутые зарплаты игроков и функционеров), но спасение пришло в виде указаний тогдашнего премьера Путина, который несколько раз спасал клуб от банкротства, то выделяя средства, то давая указания местному бизнесу поддержать тонущих.

В Германии, где футбол старается жить по средствам, существует иная модель: команды защищены от покупки иностранцами благодаря законам о собственности, заполняемость стадионов самая высокая в Европе (она увеличивается с 2000 года на 5% в год), а уровень футбола неуклонно растет.

Сборная Германии последние три года входит в тройку сильнейших команд мира по рейтингу ФИФА. При этом клубы всячески стараются привлечь к процессам управления болельщиков, отказываются от покупки дорогостоящих звезд, делая упор на местные таланты. Сборная Германии, кстати, будет едва ли не самой молодой на нынешнем Евро. Естественно, доходы от спонсоров и рекламы постоянно растут благодаря четкости существующих правил и финансовой стабильности команд. По последнему договору со спутниковой телекомпанией Sky Deutschland AG бундеслига получит за ближайшие четыре года 2,4 млрд евро, что на 52% больше прежних договоренностей.

В Испании слишком явными преференциями обладают две самые успешные и крупные команды. В Италии, чья «спонсорская» модель футбольной экономики несколько напоминает российскую, у клубов накопилось столько экономических проблем, что они начали тянуть вниз уровень игры.

В целом же разные национальные модели футбольной экономики могут давать близкие результаты по добытым спортивным очкам на европейских и мировых чемпионатах. Однако качественные различия куда глубже, спортсмены и болельщики чувствуют себя в разных национальных чемпионатах по-разному. Нам видится более предпочтительной немецкая модель, а российская представляется, мягко говоря, неоптимальной. Что нисколько не мешает от  души желать успеха нашей сборной. Пусть даже не благодаря, а вопреки!

У партнеров

    «Русский репортер»
    №22 (251) 7 июня 2012
    Футбол Европы
    Содержание:
    Реклама