Фильмы

Афиша
Москва, 12.07.2012
«Русский репортер» №27 (256)

Иллюстрация: Эксперт Online

Завтра

Андрей Грязев

Мнение

Непрямое высказывание

В прокат выходит «Завтра» — документальный фильм Андрея Грязева об арт-группе «Война». Фильм больше всего не понравился сторонникам и участникам группы, хотя ничего радикального или провокационного в нем нет. Стилистически он не имеет ничего общего с приемами «Войны».

Будучи талантливым документалистом, Грязев снял политически беспристрастное кино о едва ли не лучших деятелях нашего политического искусства, которое в общем и целом столь скудно, что о нем уже принято говорить как о мертвеце: либо хорошо, либо ничего.

Грязев нарушил это правило, чем и вызвал гнев наших левых, обвинивших его сразу во всем: от бездарности (режиссер — бывший фигурист, который, оказывается, в силу этого не может быть кинематографистом) до попытки заработать на антикоммерческом творчестве «Войны».

При этом ничего плохого Грязев не говорит. Он — что еще хуже — всего лишь смотрит на «Войну» с некой дистанции, всегда подвергающей сомнению смыслы и их восприятие. Пытается найти неангажированную «точку сборки» этой истории, такую, куда бы еще не пробралась идеология — неважно, левая, правая или любая другая.

Возможно, участники «Войны», как и противники фильма «Завтра», думали, что в процессе съемок режиссер станет активистом, целиком и полностью разделяющим идейную позицию своих героев. Не вышло. «Завтра» — не приложение к акциям «Войны», не апологетика и не разоблачение.

Грязев прежде всего антрополог, и физическое, материальное, бытовое измерение «Войны» интересует его намного больше их политических акций. То, как Олег Воротников и Коза любят друг друга и своего сына Каспера, который постепенно превращается в главного героя фильма, как раз и становится «непрямым высказыванием» об их жизни, захваченной врасплох, и образует контраст с их искусством, которое всегда — хорошо спланированное «прямое высказывание». И именно это столкновение и взаимодополнение политики и жизни, спланированности и случайности, ясности и неочевидности и есть главная интрига «Завтра».

Евгений Гусятинский, кинообозреватель «РР»

Железное небо

Тимо Вуоренсола

Когда исход Второй мировой стал очевиден, гитлеровцы сели в свои космические корабли и улетели на Луну, где жили вплоть до 2018 года — до того момента, пока вновь не решились на завоевание нашей планеты. Абсурдистская фантастическая комедия, в которой конец света опять устраивают люди в форме со свастикой. Веселый постмодернистский трэш, автор которого вовсю стебется над фашистами, Гитлером, Третьим рейхом и окончательно превращает их в героев комикса.

Марина Абрамович: в присутствии художника

Мэттью Эйкерс

Документальный портрет Марины Абрамович — выдающегося художника, классика перформанса. В центре фильма — подготовка ею выставки в Музее современного искусства в Нью-Йорке, которая потом гастролировала в Москве. Посетители смогли не только увидеть, но и лично поучаствовать в реконструкциях самых знаковых и радикальных перформансов художницы, один из которых длился 736 с половиной часов. Кино о том, что любое искусство — это преодоление человеческого и выход за свои границы в буквальном смысле слова.

Пришелец из космоса

Начо Вигалондо

Что обычно делают люди, когда в небе над ними появляется стая НЛО? Правильно, бегут сломя голову куда глаза глядят. Но как вы себя поведете, если в момент вторжения инопланетян вы наконец-то оказались наедине с девушкой вашей мечты? Фантастическая испанская комедия про то, как экспансия пришельцев нарушает любовные планы героя и героини и они начинают борьбу за законное право на любовь и секс здесь и сейчас.

Звери дикого юга

Бен Зайтлин

Шестилетняя Хашпаппи живет с отцом Винком в общине на краю мира. Они проводят свои дни в неком подобии лодки, сделанной из остова пикапа. Однажды Винк умирает от неизвестной болезни, а природа сходит с ума: тают ледники, поднимается вода, появляется армия доисторических животных… Эффектный визионерский фильм в жанре магического реализма — о том, как на глазах ребенка рушится и возрождается мир. Картина получила Гран-при кинофестиваля «Сандэнс» и «Золотую камеру» за лучший дебют на последнем киносмотре в Каннах.

Новости партнеров

Реклама