Мордоворот автомобилей

Актуально
Москва, 12.07.2012
«Русский репортер» №27 (256)
В Мордовии скоро начнется суд над удивительным мошенником — Сергей Кудашкин построил «автомобильную пирамиду», обманув значительную часть политической и бизнес-элиты республики. Но настоящими пострадавшими в итоге оказались те, кто купил автомобили на совершенно законных основаниях: обманутые мошенником силовики нашли способ вернуть свои авто, незаконно изымая их у последних собственников

Фото: архив «РР»

Триста тринадцать лошадиных сил и десятицилиндровый двигатель под капотом, деревянный руль подчеркивает изысканность кожаного салона Volkswagen Touareg, а двадцатидюймовые литые диски завершают портрет автомобиля мечты менеджера Ивана Запенина, решившего к 22 годам свою мечту осуществить. Найдя подходящее объявление, он связался с продавцом, пободался по цене, проверил машину на угон и стал-таки счастливым обладателем транспортного средства. Весна 2011 года для Ивана была временем больших надежд. А в сентябре ему позвонил отец.

— Сначала думал, он прикалывался: «Тебя тут спрашивают из прокуратуры», — рассказывает Иван. — Потом передал трубку другому мужику, который и говорит: «Приезжай в ОВД «Бутово» — это по поводу недавно приобретенной тобой собственности».

В ОВД его уже ждали.

— Ну, Иван, автомобиль будем у тебя изымать, давай ключи и документы, — объявил следователь по особо важным делам Следственного управления МВД по Республике Мордовия Виталий Четвергов. Для него это была обычная процедура: утром того же дня он уже изъял автомобиль в Орехове-Борисове.

В обмен на ключи от машины Ивану вручили постановление Ленинского суда Саранска о том, что его автомобиль — это не транспортное средство, как он думал, а вещдок в деле о мошенничестве. Машину его мечты перегнали в Саранск, по дороге превысив скорость, — штраф за это пришлось оплатить тому же Ивану. А там передали на ответственное хранение первому владельцу — мордовскому бизнесмену Яфуняеву.

Мы встречаемся с Дмитрием и Олегом. Их автомобили тоже изъяли в начале этого года. Дмитрию расстаться с Audi Q7, как и Олегу с его машиной, помогли уже другие следователи, спешившие после этого по оставшимся адресам. Их автомобили тоже оказались на ответственном хранении у жителей Саранска, у которых и были похищены. Хотя что значит «похищены»?  Их не угоняли ночью из темного переулка, никто из автовладельцев не получил ломиком по голове. Наоборот, каждый из этих людей совершенно добровольно подписал генеральную доверенность на продажу своего автомобиля и отдал ее человеку, который оказался мошенником: Сергею Кудашкину.

На сегодняшний день достоверно известно, что усилиями мордовской полиции первым собственникам возвращены 15 автомобилей. Известно также, что потерпевшими в деле о мошенничестве считаются 115 жителей Мордовии.

Строитель пирамиды

В Саранске говорят, что город их маленький и «все друг друга знают». О Сергее Кудашкине 1978 года рождения столица Мордовии впервые услышала в 2002 году, когда он, якобы не сделав ничего дурного, попал под арест. На самом деле уже тогда он занимался тем, что, договорившись о купле-продаже машин, отдавал продавцам часть денег, переоформлял и продавал их машины, а полученные деньги не возвращал. Проще говоря, смывался.

За это в марте 2004 года Кудашкина посадили, но уже в ноябре того же года он вышел на свободу по УДО. Уже 30 декабря Кудашкин провернул очередную аферу с автомобилями, затем еще и еще, итого — 34 доказанных эпизода. До 2011 года, когда его задержали по новому делу, Сергей успел отсидеть за мошенничество чуть больше года и даже попасть под программу по защите свидетелей в деле об ОПГ. Что, однако, не помешало ему при подготовке очередной масштабной аферы войти в доверие к политической и бизнес-элите республики.

По сути, это была даже не пирамида. Имея изначальный капитал, Кудашкин стал предлагать горожанам выгодную сделку: забирал у них подержанную машину, обещая ее продать, а взамен обязывался пригнать новую, лучше и по цене намного ниже рыночной.

— Есть в Саранске такой бизнесмен, Валерий Пискайкин, у него была старенькая Audi A8, 99-го года выпуска, — рассказывает «РР» один из следователей. — Кудашкин ему говорит: «Что ты на этом сарае ездишь? Хочешь, я тебе новую А8 пригоню?» Покупает ее за 750 тысяч, продает Пискайкину за 650. Сам теряет 100 тысяч, но ход грамотный: сарафанное радио заработало. Через несколько месяцев предлагает Пискайкину: а давай я тебе Q7 2010 года за два миллиона пригоню? Это очень дешево. Только, говорит, денег сейчас нет — отдай мне А8, я ее продам, а разницу доплатишь.

В итоге Пискайкин потерял не только Audi, которую аферист предлагал обменять на машину поновее, но и миллион рублей, который «по-братски» одолжил Кудашкину.

А сарафанное радио работало: к тому моменту, когда Кудашкин решил «прикрыть» пирамиду и убежать со всеми машинами и деньгами, в его клиентах ходили более ста человек: милиционеры, судьи, крупные бизнесмены. Все они давали ему доверенность на продажу своей машины, а Кудашкин их перегонял в Москву. Некоторые сдавал даже в официальные салоны, обычно в АТЦ «Москва» на Каширском шоссе.

С автосалонов на Каширском шоссе и через частных перекупщиков автомобили отправлялись в Нижний Новгород, Смоленск, Пензу и другие города. Все, кто их покупал, были добросовестными приобретателями — ведь покупали они абсолютно «чистые» автомобили, проданные по генеральной доверенности, не числящиеся в угоне. Но когда на Кудашкина завели уголовное дело, а все его доверчивые высокопоставленные друзья попали в разряд потерпевших, они, пользуясь своим статусом, нашли способ вернуть свою собственность. В ущерб последним владельцам автомобилей.

Полное раскрытие

Следователи по делу Кудашкина утверждают, что все автомобили, изъятые в ходе следствия, опломбированы и не могут эксплуатироваться, так как их документация находится у сотрудников полиции. Но на самом деле машины вопреки закону возвращались первым владельцам — тем самым судьям, прокурорам и бизнесменам.

Надо заметить, что, согласно статье 302 ГК РФ, добросовестным признается приобретатель, который не знал и не мог знать, что приобретает имущество у лица, не имеющего право его отчуждать. При этом имущество должно быть приобретено возмездно, не быть похищено у собственника или выбыть из его владения иным путем помимо его воли. Довольно расплывчатый перечень оснований для возврата имущества дает судам возможность принимать решения в пользу первоначального собственника. Однако на защиту добросовестного приобретателя вставали Высший арбитражный (в 1998 году) и Конституционный (в 2003-м) суды.

Схему возврата автомобилей вскрыл москвич Павел Козлов. В свое время он купил у частных перекупщиков BMW X3. Дальше все было как у других пострадавших: позвонили, сказали, что на его автомобиле сбили человека, и изъяли как вещественное доказательство. На этот раз выемкой занимались краснодарские следователи. Они вернули машину судье Каневского района Краснодарского края Светлане Лысенко.

Павел с потерей машины не смирился и нанял частного детектива. Он-то и узнал, что ордер на выемку автомобиля выдала судья Татьяна Даурова, работающая в том же суде. А муж Лысенко — бывший сотрудник краснодарской прокуратуры, за несколько месяцев до ареста Кудашкина переведенный в Мордовию. Там, видимо, на него и вышел мошенник, пообещав обменять BMW X3 на новенький Merсedes. Тот же частный детектив сообщил Павлу, что Светлана Лысенко теперь ездит по родному краю на возвращенной машине — ее ей передали «на ответственное хранение». Как видно, никакие пломбы, о которых говорят следователи, не помогли.

Благодаря Павлу Козлову полтора десятка пострадавших автовладельцев объединились и наняли адвоката Виолетту Волкову. В феврале она предприняла свое первое путешествие в Мордовию. 

— Картина была удручающей, — вспоминает адвокат. — В первый визит мне удалось только записаться к прокурору, к которому во второй визит я не попала, так как в тот единственный день в месяце, когда он должен был вести прием, он не принимал.

Пройдя через все круги ада, Виолетта смогла наконец встретиться с замминистра внутренних дел Мордовии, который предложил всем клиентам Волковой обратиться в суд.

— Мы обратились, чтобы нас признали гражданскими истцами по этому делу, но нам отказали. Гражданскими истцами признали первых собственников. А мы в этом процессе никто, не можем ознакомиться с материалами дела, законным путем проверить, действительно ли изъятыми машинами никто не пользуется или их все-таки в нарушение закона вернули прежним владельцам.

По закону, говорит Виолетта Волкова, все должно происходить так: Кудашкин должен сесть, машины должны вернуть последним владельцам, а тем, кого он обманул, мошенник обязан компенсировать ущерб. Но, находясь в тюрьме, Кудашкин ничего никому компенсировать не сможет. Именно поэтому, уверена адвокат, автомобили по заказу потерпевших силовиков изымают у добросовестных покупателей.

— Машины по решению суда, очевидно, вернут первым владельцам, а нам придется уже позже подавать иски о признании собственности, — говорит Виолетта Волкова. — Результат предсказать несложно, по крайней мере в отношении тех машин, которые принадлежали сотрудникам силовых органов и их родственникам. Но у этого дела великолепная перспектива в Европейском суде: каждому по двадцать тысяч евро морального ущерба плюс стоимость автомобиля. Миллионов пять евро точно набежит. Только ответят в итоге не Кудашкин и не чиновники Мордовии, а бюджет Российской Федерации.

Новости партнеров

Реклама