«Работающей системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в стране нет»

Сцена
Москва, 12.07.2012
«Русский репортер» №27 (256)

Игорь Пронин, доктор физико-математических наук, профессор, ответственный секретарь журнала «Безопасность жизнедеятельности»

— То, что случилось в Крымске, к сожалению, типично. На весь город было три сирены. Никто их не услышал. В тех городах и районах, что побогаче, сирен больше, но, как правило, их все-таки не очень много. Раньше во всех домах у нас была проводная радиосвязь. И через эти радиоточки людей можно было мгновенно оповестить. Тем более что они могут работать и в условиях отключения электроэнергии. Люди перестали пользоваться проводным радио, а государственные службы не объясняют, что это прежде всего вопрос безопасности.

Другой вариант — оповещать людей по мобильным телефонам. Они есть у всех. Но и такая система не налажена, хотя технологически это вовсе не сложно. Бывает, что в случае каких-то ЧС, которые уже произошли, власти просят операторов рассылать сообщения абонентам. Происходит это поздно и особого смысла уже не имеет. Насколько мне известно, в Крымске так и вышло.

Есть еще такая штука, как бегущая строка на телевидении или просто сообщение по ТВ. Это не очень эффективно: люди же не круглые сутки смотрят телевизор.

Жестких нормативов, правил, как и в какой срок информировать население про ЧС, у нас нет. С одной стороны, это понятно: условия везде разные, характер чрезвычайных ситуаций тоже разный. С другой стороны, отсутствие хотя бы самых общих, рамочных правил на руку безалаберности, особенно на местном уровне, это позволяет чиновникам говорить: «Раз ничего от меня не требуют, то я и делать ничего не буду».

Наконец, как это ни кажется смешно, не стоит забывать о наглядной агитации и пропаганде, обо всех этих плакатах, схемах, которые должны висеть в школах, магазинах, домах. У нас об этом забыли, и в итоге люди в случае пожара или наводнения не могут сориентироваться в элементарных вещах: куда бежать, кому звонить. Если, допустим, в районе есть опасность паводка, нужно разъяснять людям, как себя вести: выключить газ, электричество, подняться на крышу или на верхние этажи зданий. Незнанием элементарных правил обусловлены жертвы, которых можно было избежать.

Ефрем Козлов, директор департамента информации и корпоративных коммуникаций Московской городской радиотрансляционной сети

— В настоящее время в России не существует единой системы оповещения о чрезвычайных ситуациях, отвечающей современным требованиям. Обусловлено это прежде всего персональной ответственностью главы субъекта Федерации за оповещение.

Действующая в настоящее время система оповещения в России состоит из трех подсистем. Во-первых, это оповещение аварийно-спасательных подразделений МЧС о чрезвычайной ситуации. Во-вторых, оповещение органов власти. И только в-третьих — оповещение населения.

Оповещение в Крымске, во время урагана 27 июня 2012 года в Липецке, катастрофических лесных пожаров лета 2010 года и других чрезвычайных ситуаций показывает, что если первые две подсистемы работают, то система доведения сигналов оповещения до населения должна быть полностью перестроена.

Что касается временных нормативов, то в Москве, например, ежегодно принимается план оповещения о ЧС. Вероятно, такая практика существует и в субъектах. Однако в соответствии с этими планами оповещение должно быть произведено просто в «максимально сжатые в сложившейся ситуации сроки».

Для создания единого федерального стандарта гарантированного и адресного оповещения необходима максимальная проработка нормативно-правовой базы, которая в настоящее время сводится к тому, что каждый регион самостоятельно принимает решение о средствах и способах оповещения. Например, во многих регионах подворовый обход является официальным методом оповещения о ЧС жителей малых населенных пунктов.

Необходимо создать специализированную сеть оповещения, которая будет действовать во всех регионах по одинаковым организационно-техническим правилам.

Показательным здесь может быть пример японской системы оповещения населения во время цунами. Только 20% населения узнали о чрезвычайной ситуации из информационных сообщений по радио, ТВ, а также из рассылок на мобильные устройства. Около 78% жителей были проинформированы об опасности через систему экстренного уличного оповещения.

Во время чрезвычайных происшествий люди меньше всего обращают внимание на ТВ и радио. Таким образом, традиционные средства доставки информации не работают в экстренных ситуациях и могут использоваться только в качестве дополнения к специализированным.

Новости партнеров

Реклама