Трендовые новости

Тренды
Москва, 26.07.2012
«Русский репортер» №29 (258)

Комментарий

«Радикальный характер»

Елена Омельченко, профессор и заведующая кафедрой социологии СПб-филиала НИУ ВШЭ, директор научно-исследовательского центра «Регион» при УлГУ

Стартовал европейский социологический проект MYPLACE (Memory, Youth, Political Legacy And Civic Engagement), в котором участвуют 14 стран. Его цель — изучить, как формируются политические взгляды молодежи, как она воспринимает популистские идеи, как развиваются в молодежной среде радикальные настроения и какую роль в этом играет историческая память. Россию в MYPLACE представляет коллектив ульяновского НИЦ «Регион».

Включение молодежи в политическую и гражданскую активность — особенность всех современных государств. И все чаще молодые люди обращаются к идеям и лозунгам радикального характера. Это связано, в частности, с последствиями финансово-экономического кризиса, который сказался на позициях молодежи в обществе.

В России, пусть и не столь масштабно, как, например, в Южной Европе, выросла молодежная безработица, растет недоверие к политической риторике популистского толка и раздражение, связанное с ощущением социальной несправедливости. Социальные лифты оказываются закрытыми, карьерный рост затруднен, профессиональные и культурные амбиции не могут реализоваться даже наполовину.

В России разочарование в возможностях власти изменить социальный порядок усилено неадекватной реакцией власти на пробуждение у молодежи политического сознания и рост гражданской активности, к которой ее так долго призывали. Молодые на практике сталкиваются с повседневными проблемами — с ростом платы за высшее образование, коррумпированностью чиновников и силовиков, с противоречащими друг другу призывами к демократизации и силовыми методами подавления свободы слова. Все это стимулирует рост радикальных настроений. В молодежной среде формируются солидарности, объединенные недовольством и желанием реально что-то менять в жизни страны.

Новый тип амплифаера сконструировали совместно НАСА и Калтех. Прибор предназначен для усиления слабых микроволновых сигналов, то есть будет частью какого-нибудь детектора. Американцы предлагают усиливать сигналы от чего угодно, начиная с галактического излучения и заканчивая состоянием квантовых ячеек в квантовых компьютерах. Несмотря на видимую простоту устройства, в нем применяются технологии сверхпроводников на основе нитридов титана и ниобия.

1 год прошел с момента запуска десятиметровой антенны радиоинтерферометра «Радиоастрон».

Интерферометр предназначен для изучения космических объектов при рекордных разрешениях. Орбитальная антенна движется по эллиптической орбите, на максимуме почти дотягивая до орбиты Луны. Вместе с этой антенной работают наземные радиотелескопы. За прошедший год ученые провели около 200 часов наблюдений черных дыр, космической плазмы, ядер галактик, пульсаров. В мае завершили отладку интерферометра, и настоящая работа начинается только сейчас. Самым интересным результатом было бы обнаружение так называемых кротовых нор — переходов в другие вселенные и в другое время.

Ужасный астероид будет падать весь век

Нас давно пугают столкновением с астероидом. Голливуд по этому поводу снял уже десяток блокбастеров. В реальности угроз не так уж и много. Наиболее вероятным кандидатом считается астероид Апофис, который будет сближаться с Землей в 2029 и 2036 годах. Сейчас вероятность столкновения оценивают как 2 к 10 000. Не очень много. Но если это событие случится, мало не покажется: мощность взрыва будет примерно в десять тысяч раз больше, чем у бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Российские ученые установили, что если в 2029 и 2036 годах столкновения удастся избежать, расслабляться все равно не следует: до конца XXI века возможны более 50 вариантов столкновения с Апофисом, из них 13 приходятся на интервал между 2036 и 2050 годами. Их вероятность очень маленькая, но не нулевая. (1)

Средневековую Киргизию трясло со страшной силой

«В историческое время территория Чуйской впадины Кыргызстана неоднократно подвергалась сильным землетрясениям, что не могло не оказать своего влияния на проживавших там людей и существовавшую в то время экономическую и политическую ситуацию», — сообщается в отчете об исследовании российских, киргизских и немецких ученых.

Такой вывод они сделали, изучив древние постройки в Новопокровском городище, расположенном в центральной части впадины, которые свидетельствуют о сейсмической природе его разрушения, после чего он был оставлен людьми. Дата землетрясения — конец XII века. Интенсивность катаклизма оценивают в 8–9 баллов. (2)

Пьяных за рулем вычислят по глазам

Наши глаза все время непроизвольно совершают быстрые движения — саккады. Без них мы не смогли бы что-либо рассматривать. Эксперименты, проведенные российскими нейрофизиологами, показали, что после выпивки характер этих движений меняется.

Испытуемым давали алкоголь из расчета 1 грамм 96-процентного спирта на килограмм веса — это примерно стакан водки на взрослого мужчину. После чего отслеживали движения глаз. Оказалось, что разница весьма заметная по сравнению с контрольной группой, которая была трезва.

Это исследование поможет создать приборы, которые будут отслеживать выпивших в тех местах, где их быть не должно, — за рулем машины или за пультом диспетчера. (3)

Мозги лучше лечить через нос

В последнем номере журнала «Нейрохимия» опубликована статья, посвященная доставке лекарственных препаратов в организм человека. Мы привыкли к двум основным способам — уколы и таблетки. По мнению авторов статьи, будущее принадлежит закапыванию в нос. Дело касается не только лечения насморка, но и болезней, связанных с мозгом.

При таком способе доставки результат достигается быстрее, а дозу можно сделать меньше. Особенно эффективным метод становится, если применять микро- и наноносители. Подобные лекарства уже существуют. Например, именно через нос вводится разработанный российскими учеными препарат «Семакс», который улучшает деятельность мозга и помогает «лучше думать». (4)

Источники: (1) Л. Л. Соколов и др. // Астрономический вестник. 2012. № 4. С. 311–320.  (2) А. М. Корженков и др. // Геотектоника. 2012. № 4. С. 62–74.  (3) Д. В. Захарченко, В. Б. Дорохов // Экспериментальная психология. 2012. № 2. С. 5–21.  (4) А. М. Привалова, Н. В. Гуляева, Т. В. Букреева // Нейрохимия. 2012. № 2. С. 93–105.