Что с нами происходит

Культура
Москва, 16.08.2012
«Русский репортер» №32 (261)
С 1 по 16 сентября в Перпиньяне будет проходить Visa Pour L'Image — крупнейший фестиваль репортажной фотографии в Европе. Его главная задача — показать другую реальность: не ту, которую создают традиционные бумажные СМИ, ограниченные форматом, повесткой дня и погоней за актуальностью, а  ту, в которой мы живем на самом деле. Поэтому в Перпиньяне можно будет увидеть как лучшие снимки, опубликованные в журналах за последний год, так и то, что в журналах никогда не напечатают

Фото: © Mathias Braschler & Monika Fischer

— В мире медиа хороших новостей не существует, — считает программный директор фестиваля Visa Pour L’Image Жан-Франсуа Лерой. — Как говорится, новость — это не когда собака покусала старушку, а когда старушка искусала собаку. Тем не менее мы в своей программе стараемся поддерживать баланс между ужасами и надеждой.

Фестиваль в Перпиньяне — хороший шанс увидеть, что такое событие в современном мире: как и кем оно создается, как стирается из памяти. Картина мира, которую представляет Visa Pour L’Image, во многом отличается от той, что мы привыкли видеть в новостях. Скажем, многие работы из нынешней экспозиции никогда не были опубликованы в СМИ, а некоторые французские участники фестиваля вообще не имеют пресс-карт. Почему? Потому что так устроена реальность массмедиа: новости сами определяют то, что является новостями. И круг событий, которые попадают в поле зрения СМИ, часто определяется не социальным, а исключительно медийным контекстом. Тонким разоблачением этой ограниченности медийного взгляда на мир и занимается Жан-Франсуа Лерой.

Собранная им экспозиция, по сути, выполняет задачу, которую призваны выполнять крупные музеи современного искусства в мегаполисах. Она показывает, какова наша современность, из чего она складывается в нынешнем году и что в ней было по-другому в прошлом. А еще — как в погоне за этой самой современностью мы перестаем обращать внимание на реальные события, происходящие вокруг нас.

К примеру, Африка для сегодняшних СМИ — пустая, «стерильная» тема. Она вне тренда: происходящие на континенте трагедии всех утомили, эта тема закрыта. Но не для фестиваля: в этом году на Visa Pour L'Image будет проект, посвященный положению умалишенных в зонах африканских конфликтов (представьте себе десятки безумцев, прикованных цепями к деревьям, потому что сумасшедший дом разбомбили очередные повстанцы). Кроме того, в Перпиньяне покажут репортаж из тренировочных лагерей в ЮАР, где белое сопротивление африкаанс готовит себе молодую смену, а также фотосвидетельства межрелигиозной резни в Нигерии.

Тут же два арктических фотопроекта, снятых как раз по заказу бумажных изданий: серия работ Эрики Ларсен, на протяжении четырех лет жившей среди норвежских и шведских саамов (опубликована в National Geographic), и репортаж Джастина Джина о российской Арктике «Зона абсолютного дискомфорта» (опубликован в немецком Geo). И там и там ужас, алкоголизм, тьма и стужа, разбавленная у норвежцев оленями, а у россиян нефтью и газом. Лерой считает, что формат журнальной полосы мелковат для таких социально значимых проектов, и потому включил их в программу фестиваля.

Неспокойно и в Америке. В прошлом году в Перпиньяне показывали серию фотографий о мормонском быте — с особым упором на браки с несовершеннолетними девочками, которые заключаются сегодня, сейчас, в одной из самых развитых стран мира. В этом году критикой США занимаются аж два проекта. Прямой — «Эти американские штаты» Джима Ло Скалзо: фототравелог, документирующий гримасы «американского образа жизни». А косвенной — «Гуантанамо» Матиаса Брашлера и Моники Фишер: нетипичная для Visa Pour L'Image серия фотографий бывших узников тюрьмы Гуантанамо (каждый отсидел от 3 до 9 лет).

Вообще-то в Перпиньяне не приемлют арт и портретизм (это противоречит ориентации фестиваля на исследование социальной и политической реальности). Но спокойные, отрешенные портреты израненных инвалидов, сопровождающиеся их рассказами о перенесенных пытках, создают исчерпывающий коллективный образ не только заключенных, но и их тюремщиков. Среди этих фотографий есть говорящая картинка: начальник тюрьмы Гуантанамо снимает со стены портрет Буша-младшего и вешает портрет Обамы.

Разумеется, на фестивале будет много проектов, рассказывающих о Ближнем Востоке. Например, «Афганистан: взгляд изнутри» — серия работ афганского фотографа Масуда Хусейни, уже лет пять снимающего войну у себя дома. И, конечно, главная выставка этого года — мемориальная ретроспектива Реми Очлика, молодого французского репортера, убитого в феврале в Сирии.

Помимо чисто фотографической в Перпиньяне будет и большая мультимедийная программа, по которой видно, насколько новостное событие отличается от реального — прежде всего сроком жизни. Традиционные новости практически не держат длинных историй и часто забывают о последствиях зрелищных драм и катастроф. В результате мы почти ничего не знаем о том, что происходит сейчас в арабских странах, переживших недавние революции, или на «Фукусиме», после того как там ликвидировали последствия трагедии. Как проходили президентские выборы во Франции? Чего хотели, как самоорганизовывались и что собираются делать сейчас испанские протестующие — «индигнадос»? Всю эту недавнюю историю, которая стала историей только для газет, но продолжает быть настоящим для десятков тысяч людей, покажут в течение двух вечеров во Дворце республики.

Но главное в фотожурналистике, как обычно, происходит вне поля зрения публики. В Перпиньяне традиционно проводится «Трансмиссия» — не то форум, не то семинар, не то клуб, в котором фоторепортеры и фоторедакторы старой школы учат своей профессии новое поколение. Это очень важная практика: редактура и творческое сотрудничество с находящимися в поле репортерами практически исчезли сегодня из печатных СМИ, фоторедакторов со стажем и опытом увольняют с формулировкой «вашей профессии больше не существует». И «Трансмиссия» — островок сопротивления тем хаотическим процессам, которые уничтожают мастерство во всех сферах журналистики, заменяя профессиональных репортеров блогерами, а фотографов — инстаграмщиками (фотоприложение для мобильных устройств Instagram, как и Photoshop, — предметы особой ненависти Лероя).

Впрочем, все, что происходит в Перпиньяне, — это партизанская война. Война одной картины реальности с другой.

Новости партнеров

«Русский репортер»
№32 (261) 16 августа 2012
Олимпиада-2012
Содержание:
14 мгновений игр

На Олимпиаде в Лондоне трудились фотографы из самых разных стран мира. «РР» отобрал наиболее запоминающиеся образы юбилейных летних Игр.

Реклама