Трендовые новости

Тренды
Москва, 23.08.2012
«Русский репортер» №33 (262)

Комментарий

«От движения ледников на Новой Земле до землетрясений в Юго-Восточной Азии»

Алексей Морозов, старший научный сотрудник лаборатории экологической сейсмологии и геохимии Института экологических проблем Севера УрО РАН (Архангельск)

В Арктике возобновились сейсмологические исследования. Впервые за несколько десятилетий на архипелаге Новая Земля была установлена сейсмическая станция — благодаря экспедиции «Арктический плавучий университет», организованной Северным (Арктическим) федеральным университетом. Пока станция работает в тестовом режиме, но уже начиная со следующего года будут производиться постоянные измерения. Это большая удача для науки, потому что полученные данные существенно расширят представления о сейсмичности в западном секторе Арктики

Разработка богатейших месторождений минерального сырья в Арктике может привести к крупным экологическим проблемам, как это случилось в Мексиканском заливе при аварии на нефтяной платформе. Промышленное освоение шельфа северных морей требует серьезного изучения тектонической активности. Поэтому так важно размещение сейсмических станций на архипелагах Архангельской области — это позволит охватить значительную часть арктической зоны, практически недоступную для наблюдений из других мест, и предугадать различные катаклизмы.

У нас уже есть первые сейсмоданные, полученные во время экспедиции. Аппаратура зарегистрировала сейсмические события различной природы: от движения ледников на Новой Земле до землетрясений в Юго-Восточной Азии. С момента установки станции на мысе Желания сейсмологические исследования Арктики, проводимые сотрудниками лаборатории на базе Архангельской сейсмической сети, выйдут на совершенно иной уровень.

Записала Анна Едемская

Бомбардировщик Б-52, несущий экспериментальный сверхзвуковой летательный аппарат WaveRider, разработанный ВВС США. Во время испытаний WaveRider должен был отделиться от бомбардировщика и развить скорость в 5795 км/час, что в шесть раз превышает скорость звука. Испытания завершились неудачно: отделившись от Б-52, WaveRider не смог разогнаться и упал в Тихий океан.

740 солнечных масс межзвездного газа и пыли преобразуется в звезды за год в крупнейшем кластере галактик Феникс.

Это скопление находится в 5,7 млрд световых лет от нас и помимо феноменальной скорости звездообразования еще и является сильнейшим источником рентгеновского излучения. Собственно, именно поэтому его изучают с помощью рентгеновского орбитального телескопа «Чандра», чья команда и доложила об открытии в свежем номере журнала Nature.

Солнце решает вопрос о ледниковом периоде