Трендовые новости

13 сентября 2012, 00:00

Комментарий

«Поднять вопрос о возвращении устной формы»

Аркадий Тарасов, ответственный секретарь приемной комиссии исторического факультета МГУ в 2012 году, кандидат исторических наук, старший преподаватель

В новом законе об образовании, который должен быть принят этой осенью, может появиться норма о дополнительном экзамене при поступлении в вуз.

Его введение представляется мне обоснованным: это способ выявить тех, кто подходит для обучения именно в данном вузе. Сам принцип поступления по Единому государственному экзамену имеет больше минусов, чем плюсов. Единственный очевидный плюс — то, что у ребят из глубинки появилось больше шансов поступить. А главный минус — невозможность полноценной проверки уровня знания и, что самое главное, понимания предмета. По крайней мере с историей это так. ЕГЭ проверяет остаточные знания — конкретные факты, события, имена: в таком-то году Куликовская битва, в таком-то план ГОЭЛРО, — но не проверяет умение анализировать, мыслить, делать выводы. Школьники учатся не постигать прошлое, а играть в угадайку.

Если решение о введении дополнительного вступительного экзамена будет принято, нужно поднимать вопрос о возвращении устной его формы. Не только в гуманитарных, но и во многих технических дисциплинах определить степень овладения предметом позволяет не письменная, а именно устная форма экзамена. Да, оценка при этом может оказаться необъективной. Но и письменный экзамен создает лишь видимость объективности, основанную на точном попадании человека в ответ, ожидаемый в соответствии с «ключами». Но ведь, бывает, человек ошибается в дате, но прекрасно понимает суть явления!

Смысл ЕГЭ, конечно, при введении повсеместного дополнительного экзамена пропадает. Практически на нет сводится предоставляемая государством возможность поступать сразу в несколько вузов. И все же идеальная модель — возврат к тому, что было раньше.

Записала Татьяна Иванцова

35 лет исполнилось миссии «Вояджер-1»: 5 сентября 1977 года в космос был запущен аппарат «Вояджер-1» (другой зонд, «Вояджер-2», отправили в путешествие несколько раньше, 20 августа).

Оба аппарата сейчас находятся на границе Солнечной системы — в 18 и 15 млрд км от Солнца соответственно — и продолжают удаляться от нас. Они находятся в рабочем состоянии и передают информацию на Землю.

Старые звезды оказались холодными

Звезды, в которых совсем мало металлов, как правило, очень старые. В нашей галактике они образовались, когда сама галактика только-только приняла современную спиралевидную форму. В те времена сверхновых звезд в окрестностях еще не было, а металлы как раз и образуются в их вспышках. То есть если искать такие звезды, то чуть в стороне от галактических рукавов.

Характеристики двух таких звезд определили астрономы с помощью оптического интерферометра CHARA. Одна звезда оказалась карликом, приблизительно размером с наше Солнце, только более холодным, а другая — гигантом в 24 раза больше, но тоже холодным, как и карлик. Астрофизики рассчитывают, что точные измерения большого числа таких древних звезд помогут понять эволюцию галактики. (1)

Морское дно вспахали

Глубокое траление — это способ ловли рыбы тяжелой сетью на глубинах до километра и больше. Корабль тащит сеть по морскому дну и захватывает в нее все, что попадется. Уже несколько лет известно, что траление наносит вред коралловым рифам и прибрежным шельфам, разрушая места обитания морских животных.

Океанологи показали, что и на больших глубинах последствия не менее разрушительны: сеть сдирает со дна слой осадочных пород и сглаживает рельеф. Эффект такой же, как от вспашки целины плугом, заключают авторы работы, опубликованной в журнале Nature. (2)

Палочек убьют фагом

Новый бактериофаг изучили российские биологи. Бактериальный вирус со сложным именем phiPMG1 оказался губительным для бактерий Pseudomonas aeruginosa — синегнойной палочки, источника заражений при ранах и язвах. Особенно опасна эта бактерия в больницах, где она часто бывает причиной осложнений после операций. Палочка устойчива к антибиотикам, поэтому врачи все время ищут им альтернативу, в том числе препараты на основе фагов.

Ученые сумели обнаружить у бактериофага 16 новых генов и предполагают, что его геном близок к гипотетическому общему предку всех штаммов этого вида. (3)

Впервые скорректировали аутизм у мышей

Аутизм — генетическое заболевание, влияющее на развитие мозга. Ребенок с такой болезнью не может нормально общаться, замкнут, склонен совершать повторяющиеся действия. Ученые уже довольно давно знают, что к аутизму могут привести самые разные генетические нарушения, но сейчас впервые обнаружили такую форму, которая корригируется диетой. Эксперименты проводили на мышках, но моделировали испорченные гены вполне конкретных детей — тех, у которых в мозг поступает недостаточное количество некоторых аминокислот. Добавка в пищу этих аминокислот как раз и снимала аналог аутичного развития у мышей. Ученые надеются, что у людей это тоже сработает, и тогда мы впервые получим терапию против одной из форм аутизма. Впрочем, довольно редкой. (4)

Источники: (1) O. L. Creevey et al. // Astronomy & Astrophysics. 2012. Vol. 545, id.A17.  (2) P. Puig et al. // Nature. Published online. 2012. 5 September.  (3) С. В. Крылов и др. // Генетика. 2012. Т. 48. № 9. С. 1057–1067  (4) G. Novarino et al. // Science. Published online. 2012. 6 September.