Ближе к реальности
Последние несколько лет наблюдать за нашим книжным рынком все равно что смотреть фильм-катастрофу: что-то большое долго тонет перед камерами. Тонет неспешно, все успевают сходить в туалет, купить еще пива и попкорна, потом еще раз в туалет и за попкорном, а оно все тонет и тонет.
Несколько лет подряд тонула крупнейшая оптово-розничная сеть «Топ-книга». А последние полгода все наблюдали, как тонет крупнейшая издательская группа «АСТ». Весной в ее офисах начались повальные обыски, издатели обвинялись в неуплате почти 7 млрд рублей. В итоге в АСТ сменился состав владельцев — одним из них стал Олег Новиков, генеральный директор их главного конкурента, издательства «Эксмо».
По словам Новикова, принцип АСТ «как можно больше книг, а денег у нас хватит» не сработал. Люди, которые работали там, делали хорошие книги, просто они не знали и не могли знать, что происходило с этими книгами дальше.
В АСТ редакторы не влияли ни на тиражи, ни на то, как книги должны продаваться. В «Эксмо», по словам Новикова, они непосредственно работают с книготорговцами. В результате редакторы лучше осведомлены о реальном положении дел в индустрии и знают, что пользуется спросом, а что нет. Теперь полунезависимое АСТ переходит на похожую схему бизнеса. Запасаемся попкорном и смотрим, что будет дальше с гигантами книжного рынка.
Дивный электронный мир
Тем временем появилось два проекта, судьба которых покажет, по какому пути в дальнейшем пойдет если не все книгоиздание, то большая его часть.
Первый — это набирающий известность сайт Thankyou.ru. Он работает по схеме «плати, сколько считаешь нужным». На сайте выложен контент для бесплатного пользования, пока есть только музыка и литература, позже обещают еще и кино. Книгу можно читать онлайн, а можно скачать в четырех разных форматах. А дальше можно или ничего не делать, или поблагодарить автора, переведя ему какую-нибудь сумму через «Яндекс.Деньги», с пластиковой карты, через систему Webmoney, СМС-платежом и т. д. Во сколько ты оценил книгу, столько и платишь. Создатели берут себе небольшой процент за обслуживание платежей и сайта.
Проект пока раскручивается, библиотека не очень большая. Но Thankyou.ru уже может похвастаться сотрудничеством с Захаром Прилепиным, Романом Сенчиным, Германом Садулаевым и Михаилом Елизаровым. Сейчас сайт публикует уже выпущенные другими издательствами книги, но он может работать и как своего рода онлайн-издательство или литературный журнал. Авторы присылают свои произведения, редколлегия отбирает и размещает их на сайте. Читатели скачивают и оценивают.
Возможен и вариант, что подобный проект сможет работать как краудсорсинговая площадка: автор будет собирать деньги под обещание написать великий роман. Заплатите мне сейчас, а я буду не спеша сочинять новую «Войну и мир». Понятно, что нормальный аванс тут получит только проверенный автор. Заодно узнаем, кому у нас доверяют читатели.
Эксперимент Архангельского
Александр Архангельский анализирует культуру и маркетинг культуры как телеведуший, колумнист и профессор Высшей школы экономики. И вот он решил поставить эксперимент — как настоящий ученый, на самом себе.
В самом конце августа у него вышел новый роман «Музей революции» — про то, как искусство становится частью государственных и коммерческих интриг, а заканчивается все спиливанием опор церкви. У Архангельского алиби: роман был дописан еще до того, как активистки FEMEN спилили в Киеве кресты. Но речь сейчас не об этом, а об эксперименте.
Впервые книга выходит вначале в электронном формате, потом (в укороченном варианте) в журнале «Октябрь» и лишь в ноябре — в бумажной версии. Электронную можно купить на litres.ru, wexler.ru, amazon.com или прочитать, если вы подписчик сайта bookmate.com. А на своем сайте Архангельский опубликовал письмо к пиратам: мол, пожалуйста, не выкладывайте роман в Сеть до января, уж очень хочется провести чистый эксперимент и понять, есть ли перспектива у электронной книготорговли в России.
Пока эксперимент идет удачно: за первую неделю продаж через «Литрес» было куплено 343 экземпляра — Архангельский потеснил Донцову. Возможно, успех «Музея революции» заставит издателей всерьез обратить внимание на электронный рынок.