Окно в Азию

11 октября 2012, 00:00

Сегодня можно сказать, что с Ямала будет «прорубаться» окно в Азию из Российской Арктики по Северному морскому пути. Это подтверждается не только планами и замыслами, но и прежде всего тем, что масштабные даже по историческим меркам инфраструктурные проекты уже начали реализовываться

— Если смотреть шире, то строительство нового ямальского порта — это часть большой работы по возрождению Северного морского пути, — так комментировал на одном из совещаний еще в должности премьер-министра Владимир Путин. И вот только что, этим летом, произошла закладка камня морского порта в поселке Сабетта.

Значение этого события можно оценить, если проанализировать выгоды северного пути поставок углеводородов на крупнейшие мировые рынки. Так, к примеру, по сравнению с традиционными маршрутами время транспортировки грузов по Северному морскому пути в Китай уменьшается на 20%, в Южную Корею — на 32%, в Японию — на 54%.

Возможность этого инфраструктурного прорыва, конечно, связана с разработкой проектов по производству сжиженного природного газа (СПГ), таких как «Штокман», «Ямал-СПГ», «Сахалин». Производство СПГ в России в среднесрочной перспективе может быть оценено в 44 с лишним млн тонн в год. Таким образом, доля России на мировом рынке данного энергоресурса составит 10%, что позволит говорить о лидирующих позициях страны в этом сегменте. Но в перспективе это не только газ, но вообще увеличение российского товарооборота по всему миру.

— Я уверен: еще даже не начнется первая отгрузка, как он [порт в Сабетте] будет смотреться как новый российский порт, — заявил председатель правления «Новатэка» Леонид Михельсон.

По своему геополитическому значению это окно в Азию ничуть не менее важно, чем было в свое время окно в Европу.

Исторически это, конечно, не первый прорыв России в Арктику. Полпред президента в Уральском федеральном округе Игорь Холманских напомнил журналистам, что проект Северного широтного хода был разработан еще в царской России, а в сталинские времена была предпринята попытка построить железную дорогу.

— И нельзя сказать, что эта попытка была провальной, — утверждает Игорь Холманских. — До Лабытнаног железнодорожный путь был проложен…

В рамках Северного широтного хода одним из самых крупных транспортных проектов на Ямале сейчас является строительство автомобильной дороги Надым — Салехард, которая уже к 2015 году вольется в сеть автодорог страны. Но, конечно, инфраструктурные задачи на Русском Севере огромны, в каждом случае требуются решения на уровне правительства и договоренностей с крупным бизнесом. Еще один важный объект Северного широтного хода — мост через реку Обь, соединяющий Салехард и Лабытнанги, — в настоящее время нуждается в финансировании, источники которого сейчас обсуждаются специальной рабочей группой, которую по поручению министра транспорта РФ возглавил губернатор Ямала.

При существенном дефиците сети автомобильных дорог необходимо развивать другие виды транспорта, в том числе авиационный. Сегодня в ЯНАО субсидируются 26 межмуниципальных и 11 межрегиональных социально значимых маршрутов. Льготные тарифы установлены на уровне 45–60% от экономически обоснованных. Проводится поэтапная замена устаревших воздушных судов.

— Задача — предоставить населению возможность свободного передвижения по своей родине, — сказал губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин.