Окно в Азию

Ямал
Москва, 11.10.2012
«Русский репортер» №40 (269)
Сегодня можно сказать, что с Ямала будет «прорубаться» окно в Азию из Российской Арктики по Северному морскому пути. Это подтверждается не только планами и замыслами, но и прежде всего тем, что масштабные даже по историческим меркам инфраструктурные проекты уже начали реализовываться

— Если смотреть шире, то строительство нового ямальского порта — это часть большой работы по возрождению Северного морского пути, — так комментировал на одном из совещаний еще в должности премьер-министра Владимир Путин. И вот только что, этим летом, произошла закладка камня морского порта в поселке Сабетта.

Значение этого события можно оценить, если проанализировать выгоды северного пути поставок углеводородов на крупнейшие мировые рынки. Так, к примеру, по сравнению с традиционными маршрутами время транспортировки грузов по Северному морскому пути в Китай уменьшается на 20%, в Южную Корею — на 32%, в Японию — на 54%.

Возможность этого инфраструктурного прорыва, конечно, связана с разработкой проектов по производству сжиженного природного газа (СПГ), таких как «Штокман», «Ямал-СПГ», «Сахалин». Производство СПГ в России в среднесрочной перспективе может быть оценено в 44 с лишним млн тонн в год. Таким образом, доля России на мировом рынке данного энергоресурса составит 10%, что позволит говорить о лидирующих позициях страны в этом сегменте. Но в перспективе это не только газ, но вообще увеличение российского товарооборота по всему миру.

— Я уверен: еще даже не начнется первая отгрузка, как он [порт в Сабетте] будет смотреться как новый российский порт, — заявил председатель правления «Новатэка» Леонид Михельсон.

По своему геополитическому значению это окно в Азию ничуть не менее важно, чем было в свое время окно в Европу.

Исторически это, конечно, не первый прорыв России в Арктику. Полпред президента в Уральском федеральном округе Игорь Холманских напомнил журналистам, что проект Северного широтного хода был разработан еще в царской России, а в сталинские времена была предпринята попытка построить железную дорогу.

— И нельзя сказать, что эта попытка была провальной, — утверждает Игорь Холманских. — До Лабытнаног железнодорожный путь был проложен…

В рамках Северного широтного хода одним из самых крупных транспортных проектов на Ямале сейчас является строительство автомобильной дороги Надым — Салехард, которая уже к 2015 году вольется в сеть автодорог страны. Но, конечно, инфраструктурные задачи на Русском Севере огромны, в каждом случае требуются решения на уровне правительства и договоренностей с крупным бизнесом. Еще один важный объект Северного широтного хода — мост через реку Обь, соединяющий Салехард и Лабытнанги, — в настоящее время нуждается в финансировании, источники которого сейчас обсуждаются специальной рабочей группой, которую по поручению министра транспорта РФ возглавил губернатор Ямала.

При существенном дефиците сети автомобильных дорог необходимо развивать другие виды транспорта, в том числе авиационный. Сегодня в ЯНАО субсидируются 26 межмуниципальных и 11 межрегиональных социально значимых маршрутов. Льготные тарифы установлены на уровне 45–60% от экономически обоснованных. Проводится поэтапная замена устаревших воздушных судов.

— Задача — предоставить населению возможность свободного передвижения по своей родине, — сказал губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин.

Новости партнеров

«Русский репортер»
№40 (269) 11 октября 2012
Грузия
Содержание:
Грузинские ответы на главные русские вопросы

Михаил Саакашвили стал президентом Грузии в 2004 году, после чего буквально перевернул бывшую советскую республику с ног на голову — или с головы на ноги. Он провел целую серию реформ, о которых в России только говорят. И сделал это предельно жестко, без оглядки на авторитеты предыдущего поколения, сложившиеся политические и бытовые традиции, неформальные связи и личную дружбу. В этом смысле результат правления Саакашвили очень интересен для исследования как возможный ответ на популярные русские вопросы — от борьбы с коррупцией до необходимости шоковых реформ. На примере Грузии мы можем наглядно проследить, что произойдет, если то или иное политическое начинание довести до его логического конца

Фотография
От редактора
Вехи
Репортаж
Реклама