Фильмы

25 октября 2012, 00:00
Иллюстрация: Эксперт Online

«Табу»

Мигель Гомеш

Мнение

Тогда и здесь

В прокат выходит «Табу» португальца Мигеля Гомеша — эстетско-синефильское и местами действительно волшебное кино о памяти, воображении и самой природе кинематографа, способного вызывать призраков прошлого и возвращать — хотя бы на мгновение — утраченное время.

Мигель Гомеш — один из главных представителей современного португальского кино, которое само по себе феномен. Португальский фильм узнается сразу. Мягкая театральная условность, умеренная литературность, проработанное изображение, которое в своем совершенстве преодолевает границы реализма и добавляет к нему приставку «сюр»... И, конечно, сам португальский язык —  пленяющий и музыкальный, близкий по звучанию к поэзии или даже песне.

Все вместе формирует особую старомодность и специфическую ауру. «Табу» снято сегодня и несет на себе приметы современного мира, но как будто адресовано не  современникам, а зрителям из прошлого, из другой эпохи, когда люди курили трубки, путешествовали на поездах и пароходах, писали друг другу письма и, главное, никуда не спешили. Как никуда не спешит, в смысле ритма, и португальское кино.

Португальские режиссеры, в том числе и Мигель Гомеш, формируют особое течение времени: не быстрое или ускоряющееся, как в традиционном монтажном кино, но и не медленное, как в кино нулевых, по большей части «антимонтажном». Оно тут абсолютно свободно от каких-либо траекторий, но обладает невероятной внутренней цельностью и гармоничностью.

«Табу» — как раз об этом единстве времен, настоящего и прошлого, которые легко поменять местами. Фильм начинается в настоящем, а потом перескакивает в давнее прошлое — в молодость главных героев, но это «воспоминание» в какой-то момент начинает жить собственной жизнью, становясь более живым, полноценным и витальным, чем жизнь здесь и сейчас.

Евгений Гусятинский, кинообозреватель «РР»

За холмами

Кристиан Мунджиу

История двух подруг, выросших в детском доме и потом разлученных обстоятельствами. Одна из них приезжает к другой, ушедшей в православный монастырь, в надежде забрать ее оттуда. Но монахини принимают девушку в штыки, а потом и вовсе начинают изгонять из нее дьявола при помощи цепей. Действие происходит в наши дни и основано на реальных событиях, имевших место в Румынии. Жесткий антицерковный манифест — кино о слепой любви к богу, которая может обернуться ненавистью к ближнему.

007: Координаты «Скайфолл»

Сэм Мендес

Двадцать третья серия бондианы, которой в этом году исполняется пятьдесят лет. На этот раз Бонду суждено пройти тест на верность своей начальнице, М (Джуди Денч), чье туманное прошлое ставит под угрозу существование всей разведки МИ-6. Режиссером новой серии выступил Сэм Мендес («Красота по-американски»), пообещавший, что фильм будет отличаться особым динамизмом и драйвом. В главной роли все тот же Дэниел Крейг; съемки проходили в Англии, Шотландии, Турции и Китае, а заглавную песню исполнила британская певица Adele.

Ограбление казино

Эндрю Доминик

Во время подпольной игры в покер совершено ограбление. Налетчики забирают все деньги, которые были на кону, после чего игроки — тоже криминальные типы — нанимают специального «чистильщика» (Брэд Питт). Он должен найти и наказать виновных, но все меньше понимает, кто тут хуже — игроки, грабители или он сам, тоже заслуживающий наказания. Стильная криминальная драма об усталости и пустоте, делающей убийц и жертв практически неразличимыми.

Любовь

Михаэль Ханеке

Камерная драма о пожилой супружеской паре, доживающей свой век в большой «фамильной» квартире в Париже. С героиней случается инсульт, но герой отказывается отдать ее в клинику и берет ответственность за жизнь супруги на себя. Все события происходят внутри квартиры и полностью отсечены от внешнего мира — только так, без компромиссов с социумом и даже родственниками, не допуская никого к телу любимого человека, можно выработать настоящую этику жизни, смерти и человеческих отношений. «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля.