Трендовые новости

Тренды
Москва, 01.11.2012
«Русский репортер» №43 (272)

Комментарий

«Нас заинтересовало, как именно гипноз влияет на мозг»

Дэвид Шпигель, руководитель исследования, профессор психиатрии Стэнфордского университета

Почему не всех людей удается загипнотизировать? С этим вопросом решили разобраться ученые Стэнфордского университета. Они выяснили, что сила воли и твердость характера абсолютно не влияют на подверженность человека гипнозу. Если у человека активно взаимодействуют сети нейронов, отвечающие за принятие решений и внимание, то его легко будет загипнотизировать, а если связь между этими сетями минимальна, ввести его в транс не получится

Как психотерапевт, я в начале каждого сеанса гипноза оцениваю, действует ли внушение на данного пациента, и только после этого назначаю необходимую терапию. Я заметил, что примерно четверть моих пациентов невозможно ввести в транс. Давно известно, что одни люди склонны к гипнозу больше, чем другие, причем это свойство сохраняется всю жизнь. Нас с коллегами заинтересовало, как именно гипноз влияет на мозг и чем различаются между собой люди, более и менее подверженные гипнозу.

При помощи аппаратов магнитно-резонансной томографии мы обследовали мозг 12 пациентов, восприимчивых к гипнозу, и 12 человек, не поддающихся внушению. В результате мы выяснили, что сети нейронов, которые отвечают за расслабление, одинаково функционировали у всех участников эксперимента, а вот сети, связанные с принятием решений и вниманием, активно взаимодействовали только у людей, более восприимчивых к гипнозу.

Наше открытие доказало то, что подверженность гипнозу — это особенное свойство мозга, которое может помочь в решении многих проблем, например в борьбе со страхами, болью и беспокойством.

Ольга Виноградова (текст подготовлен в рамках Школы научной журналистки «РР» — МГППУ)

Атлантика выдыхает метан

Американские ученые зафиксировали таяние пластов гидрата метана у восточного побережья страны, в районе Северной Каролины. Скорее всего, причиной стало смещение к западу теплых токов Гольфстрима.

Гидрат метана — наиболее распространенное в земной природе соединение газа и воды, по консистенции схожее с сухим снегом. При изменениях температуры и давления гидрат теряет устойчивость, газ отделяется от воды, образуя придонные резервуары или выходя в атмосферу. Океанические запасы метана рассматриваются как возможный источник топлива и причина климатических изменений: массовый выход газа на поверхность должен усиливать парниковый эффект. (1)

На острове Экарма надо ждать извержения

Группа ученых из Южно-Сахалинска, Петропавловска-Камчатского, Владивостока и Санкт-Петербурга проанализировали данные об извержении вулкана на острове Экарма (Курильские острова), которое случилось пару лет назад. Выбросы пепла поднимались тогда на высоту до трех километров, но по меркам вулканологов это извержение слабое. Однако, проанализировав данные о жизни вулкана за последние 4,5–5 тыс. лет, ученые пришли к выводу, что этот эпизод является предвестником куда более мощного извержения, которое произойдет в ближайшие десять лет. (2)

Самый древний кит Чечни был не очень большим

Палеонтологам удалось собрать почти полный скелет кита, жившего больше пяти миллионов лет назад. Найдены череп, фрагмент лопатки, локтевая и лучевая кости, 39 позвонков и др. Место обнаружения этих останков — долина реки Аксай в Ножай-Юртовском районе Чеченской Республики. Это первая подобная находка в Чечне.

Найденный кит отнесен к роду Vampalus, который ученые так назвали в честь Вампала — чечено-ингушского мифологического существа, обладавшего сверхъестественной силой. Правда, по размерам ископаемый кит был вполне скромным — до трех метров в длину. (3)

Теперь можно обойтись без диет

Ученые уже не раз доказывали, что ограничение в калориях продлевает животным жизнь. Исследования всякий раз вызывали противоречивые чувства: жить долго — это прекрасно, но как заставить себя ради этого сесть на диету?

И вот выход найден. Исследователи из Техасского университета создали генетически модифицированных мышей, живущих на треть дольше обычного. Дело в том, что их организм производит больше «гормона голода», известного как фактор роста фибробластов 21 (FGF-21). Этот гормон синтезируется в печени при голодании и заставляет клетки организма сжигать избыток калорий. То есть он помогает не только существенно продлить жизнь, но и похудеть, к тому же не требует садиться на диету: ГМО-мыши жили долго, независимо от того, чем они питались. FGF-21 выделяется и у человека — остается ждать продолжения исследований и надеяться! (4)

Подробнейшее (если распечатать — 9 м в длину и 7 м в ширину) изображение центра Млечного Пути, составленное астрономами Европейской южной обсерватории из тысяч снимков, сделанных телескопом VISTA в чилийской обсерватории Параналь. Ядро галактики скрыто от нас пылевыми туманностями, но VISTA работает с инфракрасным излучением, лучше проникающим через облака космической пыли. Астрономы уже насчитали на этой картинке 84 млн звезд и 89 млн неизвестных объектов — скорее всего.

21 200 000 км² — площадь озоновой дыры над Антарктидой в настоящее время.

Этот годовой максимум, однако, самый маленький за последние 20 лет, в 2000 году дыра была почти на треть больше — 29,9 млн км².

№43 (272) 1 ноября 2012