Фильмы. 2012 лучшее

13 декабря 2012, 00:00
Иллюстрация: Эксперт Online

Мнение

No comment

Год прошел под знаком если не конца света, то уж по крайней мере «конца кино». Не только потому, что об очередной смерти его поведал оказавшийся живее всех живых Леос Каракс в «Святых моторах», но и потому, что кино — в глобальном смысле — окончательно капитулировало перед реальностью.

Особенно это видно на примере России. Для нас это был год конвульсивных протестов, несостоявшихся революций, связанных с ними ожиданий, разочарований... В историю визуального искусства он войдет кадрами панк-молебна Pussy Riot, видеотрансляциями из зала суда над ними, фотографиями с протестных маршей из Копейска, далее по списку.

Все эти образы сырой, дикой во всех смыслах реальности вытеснили кино на периферию восприятия. Да что там говорить — просто-таки убили его. Но дело не в этом, так бывает всегда: реальность вообще сильнее искусства. Дело в том, что наше кино сдалось без всякого сопротивления: оно и в более спокойные годы не гналось за реальностью.

В телевизоре есть такой жанр — no comment («без комментариев»): просто хроника каких-нибудь драматичных событий (тех же протестов или военных операций) без закадрового текста. Просто реальность, которую никто не смог предсказать и никто не может объяснить.

Так вот, сегодня в России победил именно жанр «без комментариев», обрекающий нашу оппозицию, гражданские инициативы и прочее на провал: в конечном счете в их арсенале — только сырые и анонимные кадры протестов, насилия, ущемления прав, творящегося беспредела. И никаких «комментариев» (в широком смысле), никакой мифологии, никакого кино обо всем этом.

И все же было бы несправедливо не назвать тех, кто пытается что-то делать на этом поле. «Зима, уходи!» мастерской Марины Разбежкиной, «Завтра» Андрея Грязева, «Срок» Павла Костомарова и Александра Расторгуева поспевали за реальностью лучше других. Все это — авторское документальное кино, что неудивительно.

Еще, говорят, в производстве около двадцати документальных фильмов о Pussy Riot. Да, лучше поздно, чем никогда. Но, боюсь, когда они будут сняты, Pussy Riot будут уже совсем не те.

Евгений Гусятинский, кинообозреватель «РР»

Грэбберсы

Джон Райт

Жители заброшенной рыбацкой деревни в Ирландии случайно пробудили морских чудовищ, которые выползли на берег и стали всех мочить, высасывая из людей кровь. В живых чудом остались лишь несколько человек — благодаря тому, что были пьяны: чудища брезгуют «дурной кровью», содержащей алкоголь. Теперь эти счастливчики должны спасти родину от нашествия водяных монстров, но для этого им ни в коем случае нельзя «просыхать». Отличная хоррор-комедия с ирландским чувством юмора.

Мисима. Финальная глава

Кодзи Вакамацу

Реконструкция последних дней жизни Юкио Мисимы — классика японской литературы XX века, философа и бунтаря, совершившего ритуальное самоубийство (по его просьбе ему отрубили голову) в знак протеста против солдат, отказавшихся поддержать его в совершении государственного переворота. Кино о жизни как проекте, в котором все, включая смерть, должно быть осмысленным и глубоко эстетичным. Режиссер Вакамацу — современный классик, снимающий фильмы настолько минималистские и жесткие, что в них и вправду нет ничего лишнего и случайного. Только самая суть.

Особо опасны

Оливер Стоун

Бен и Чон сколотили нехилое состояние на торговле марихуаной. Их дела идут в гору, пока на горизонте не появляется девушка по имена Елена, глава мексиканского наркокартеля, решившая взять под каблук и самих парней, и их бизнес. Новый фильм Оливера Стоуна — уже бывшего большого режиссера, который давно не в форме и чем больше снимает, тем нелепее выходит. Но некая энергия в его кино все еще имеется, но это, скорее, уже не драйв, а тяжелое похмелье после сильно затянувшегося угара.

Короли рулетки

Эдуард Кортес

Братья Пелайос — мастера азартных игр, особенно им везет в картах и рулетке. Но их невероятный успех абсолютно просчитан: не нарушая правил и сохраняя честность, они изобрели свой собственный метод, как обыграть всех. Парни ездят по всему миру и повсюду срывают куш. На очереди еще одно крупное казино, но там уже знают об их прибытии и готовятся сделать все, чтобы у героев ничего не получилось. Авантюрная испанская комедия о легких деньгах и прочих удовольствиях. В главной роли, однако, знаменитый немец Даниэль Брюль.