Музыка. 2012 лучшее

13 декабря 2012, 00:00
Иллюстрация: Эксперт Online

Мнение

Тем, кто не слушает

В российской музыке сегодня происходит что-то невероятно крутое. Прежде всего, ее очень много. Профильные СМИ уже не справляются с тем, чтобы всю ее отслеживать, зато сама она прекрасно себя чувствует — без СМИ, радио и ТВ. Фактически популярная музыка в России окончательно перешла на принцип DIY — do it yourself («сделай сам»). Музыканты сами пишут, сами сводят, сами организуют концерты, а их поклонники сами пиарят своих кумиров в социальных сетях.

Появились низовые музыкальные СМИ — «паблики» (группы) в «ВКонтакте». Они замечательно справляются с задачей систематизации, отсева, а иногда и критики новой музыки. Для кого-то, кто до сих пор живет в телевизионной, радийной или фейсбучной реальности, кто до сих пор носит по редакциям и станциям CD c пресс-релизами, этот мир кажется параллельным. Между тем в этом параллельном мире происходит нечто живое и настоящее.

Альбомы, включенные в список лучших по версии «РР», на самом деле не лучшие. Это просто четыре диска, которые дают представление (очень неполное) о том, какую русскую музыку слушают сегодня те, кто в принципе хоть немного ею интересуется. Кто не делает вид, что ее нет. В отличие, например, от музыкальных продюсеров российских радиостанций, которые без конца твердят о сотнях тысяч своих радиослушателей, воспринимающих только румынский евродэнс или «Алису» с «Арией».

Так вот: они ошибаются. Люди хотят слушать новые песни самых разных жанров. Пусть это питерский дрим-поп Ifwe или уральский регги-кор Alai Oli: поклонники этих групп тоже исчисляются тысячами и тоже платежеспособны, как и аудитория какого-нибудь Стаса Михайлова.

Инди-музыка в России — это давно уже не сиротливые напевы под гитару, а конкурентоспособное сообщество независимых профессиональных музыкантов. Они зарабатывают концертами и не особенно нуждаются в музыкальных критиках.

Наталья Зайцева, музыкальный обозреватель «РР»

Ляпис Трубецкой Рабкор

Воинственный ска-панк уже даже не «за все хорошее, против всего плохого», а просто «против всего плохого», причем категорично против. При этом альбом больше подходит для взятия Зимнего в 1917 году, чем для захвата Кремля в 2012-м. Много в нем той старой революционной эстетики начала века. Что, собственно, и делает пластинку, с одной стороны, произведением искусства, с другой — ссылкой на социалистические и анархические движения начала XX века.

Сансара Игла

Если рок-радиостанции до сих пор не нашли на альбоме «Игла» песни, которую можно смело ставить в эфир, значит, они опасаются, что людям не понравятся дурацкие тексты про какую-то челку и дискотеку, дикция вокалиста или простые аккорды. Все так. Но «Сансара» сегодня играет самый забойный и счастливый танцевальный рок на русском языке. Если представить эти песни на каком-нибудь Glastonbury, не будет особого диссонанса. Играли же там Two Door Cinema Club.

Alai Oli EP Главное

Игнорируемый музыкальными СМИ успех группы Alai Oli можно объяснить только снобизмом — слишком многое в этой группе вызывает протест. Однако именно на концертах этой группы сегодня происходит самый настоящий рок-н-ролл. Мини-альбом «Главное» дает более яркое представление о группе, чем вышедший в этом же году более спокойный лонгплей «Колыбельные для рудбоя».

Птицу Емъ — Давай забудем о морали

У «Птицу Емъ» нет ни одной болезни молодого русского хип-хопа — мачизма, невежества, правых убеждений, музыкального дурновкусия или, наоборот, чрезмерного эстетства. Темы — бытовые и психологические: от минета до духовных поисков веганов и сыроедов. Язык — естественный, без жаргонизмов и прочих надуманных вещей. Музыка — вновь актуальные нынче техно и хаус (проект придумали екатеринбургские электронщики «4 позиции Бруно»).