Триумф воли

Дмитрий Великовский
13 декабря 2012, 00:00

Для российского автомобильного рынка заканчивающийся 2012 год, вероятно, станет своеобразным рубежом, после которого можно будет вновь рапортовать о рекордах

Фото: Andrey Rudakov/Bloomberg/Getty Images/Fotobank

Последние данные о продажах новых автомобилей свидетельствуют: осталось совсем немного. Когда в 2009-м авторынок сжался более чем вдвое, мало кто из аналитиков верил, что он сможет восстановиться всего за три года. Вдобавок стоило паническим настроениям немного ослабнуть, начались разговоры о второй волне кризиса, логично породившие и вторую волну скепсиса. Но вот наконец можно засвидетельствовать: окончательная победа автопотребителя над кризисом близка, а местами уже состоялась.

Строго говоря, первая ласточка прилетела еще в конце прошлого года, когда на докризисный уровень вышли продажи в наименее пострадавшем от конъюнктуры люксовом сегменте. Затем пришли данные за первое полугодие 2012 года, оказавшиеся лучше, чем показатели 2008-го. Теперь мы можем уже оперировать отчетами за октябрь. За первые десять месяцев этого года, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в России было продано 2 441 663 новых авто. Поскольку в среднем за месяц продается больше двухсот тысяч машин, вполне убедительно звучит прогноз председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера: «Сейчас, когда до конца года остается лишь несколько недель, наш прогноз продаж на уровне 2,85 млн штук пассажирских автомобилей и легкого коммерческого транспорта в 2012 году остается неизменным».

Согласно статистике агентства «Автостат», годовой максимум спроса на новые машины был поставлен в 2008 году: 2,8 млн. Что ж, очевидно, мы в паре недель от нового рекорда.

Мощнее всех на отечественном рынке выглядит объединение АвтоВАЗ — Renault-Nissan. На троих эти монстры продали почти 750 тыс. машин. Однако в лидерах продаж эта группа останется, даже если вычесть продукцию отечественного гиганта.

У Nissan традиционно неплохо продается почти весь модельный ряд, прежде всего Qashqai. Теперь еще и Juke выстрелил: он вырос на 161% к предыдущему году — это лучший показатель в двадцатке самых продаваемых иномарок.

Renault, конечно, король иномарок эконом-класса. Его недорогой кроссовер Duster, начав продаваться лишь в этом году, с ходу забрался на семнадцатое место в общем модельном зачете. Ультрапопулярные Logan и Sandero в этом году слегка просели, что неудивительно, поскольку в сентябре на  Парижском автосалоне публике было продемонстрировано новое поколение этих машин. Они по-прежнему неприхотливые, но куда более стильные. Надо полагать, покупатель затаился в ожидании скорого старта продаж.

На втором месте Volkswagen, чей успех с Polo достоин описания в учебниках. Не сильно отстает от головного  бренда и Skoda. Хорошие показатели VW Group не только закономерны, но и справедливы. В конце концов, с момента своего прихода в Россию концерн инвестировал в здешнее производство более 1 млрд евро и намерен удвоить этот показатель к 2018 году.

Замыкает тройку призеров GM. В основном благодаря популярности Chevrolet — несколько лет назад, при выпуске модели Cruze, для России было сделано исключение из всемирного правила: с производства не был снят морально устаревший Lacetti. Так Chevrolet до сих пор и стреляет дуплетом — весьма успешно.

Справедливости ради следует сказать, что, если бы идущие на четвертой и пятой позиции близкородственные Kia и Hyundai считались вместе, этот корейский конгломерат уделал бы всех прочих иностранных производителей. На пару они за десять месяцев умудрились продать больше 15% всех реализованных в РФ иномарок — 304 тыс. Надо полагать, именно тандем технологических близнецов Solaris и Rio по итогам 2012 года по праву займет обе первые строчки рейтинга «иномарочной популярности», сместив увядающий Ford Focus на третью позицию.

Ну и отдельной похвалы, как нам кажется, заслуживает группа «Соллерс». Она, конечно, не может тягаться с тяжеловесами по объемам продаж, зато обладает исключительно похвальным упрямством, из года в год развивая производство автомобилей на Дальнем Востоке. Дерзкий план по открытию завода в Приморье был реализован еще в 2009 году. Сегодня мы видим вполне достойный результат этой амбициозности: производящиеся там внедорожники SsangYong (в первую очередь флагманский Actyon) демонстрируют прекрасную динамику — их продано в полтора раза больше, чем в минувшем году.

В этом году «Соллерс» пошла еще дальше, создав совместное предприятие с Mazda, у которой, несмотря на популярность, до сих пор не было своего производства в России. Итог: на днях с конвейера во Владивостоке начали сходить первые кроссоверы CX-5. Вскоре там же начнут собирать и новую Mazda 6 — весьма вероятный хит 2013 года. Единственное, что может сгубить новую «шестерку», — это ее прайс-лист: все-таки ценник в миллион рублей может оказаться слишком тяжеловесным. С другой стороны, переход из крепких середнячков практически в бизнес-класс, ясное дело, не случайность, а следствие холодного расчета японских маркетологов. Возможно, их ставка окажется верной. В конце концов, в нашей нефтеносной стране премиум-сегмент постоянно растет.