7 вопросов Виктору Шилову, учителю ОБЖ

Григорий Набережнов
20 декабря 2012, 00:00

21 декабря 2012 года начнется война, мир уйдет под воду, проснется Йеллоустонский супервулкан, прилетят инопланетяне — вариантов сценария завтрашнего конца света множество. Но в любом случае спасаться как-то надо. Мы решили спросить об этом профессионала — учителя ОБЖ из петербургского лицея № 239

Фото: из личного архива В. Шилова

1. Вы верите в конец света?

Нет. Жизнь будет продолжаться еще не одну тысячу лет. Свет будет существовать долго-долго.

2. А если предположить, что он все-таки случился. Все горит, все взрывается… Что делать человеку?

В первую очередь нужно послушать оповещения. Если все побегут куда кто захотел, будут неразбериха и бардак. Лучше всего двигаться в сторону метро: это же большое убежище. Уехать из города — тоже неплохой вариант. Взять с собой документы, запас пищи, воды. В такой ситуации деньги не так важны, а вот провизия и теплые вещи спасут жизнь.

3. А если конец света застал человека в чистом поле?

Это зависит от ситуации. Если, допустим, вы видите вспышку ядерного взрыва, то нужно ложиться ногами в сторону вспышки, закрыв голову руками. Если есть возвышенности, бугорки, холмы — ложиться за ними. Ни в коем случае нельзя прятаться за домами, строениями, деревьями. Хороший вариант — вырыть себе окоп. Мы это все делаем с детьми на уроках выживания.

4. Что за уроки выживания? У меня в школе на ОБЖ такого не было.

Два раза в год, весной и осенью, мы вывозим весь лицей за город. Тут же что важно? Научить детей элементарно выживать. Вы знаете, сколько детей погибает на дорогах от снега, сосулек? Поскальзываются — ломают руки, ноги. А что они будут делать, когда столкнутся с более серьезной ситуацией? Не открывать же ваш журнал или свою тетрадку и пытаться вспомнить, как это делается... Нет, этому нужно учиться на практике.

А на выездах мы учим всему: как добывать воду, как готовить пищу, как строить жилище. Или, например, добывать огонь. Тут стоит вспомнить опыт первобытного человека. Мы в этом году с шестиклассниками так и делали — добывали его с помощью резинки от трусов и трех палочек. Или высекали искру куском железа и камнем. А если солнечная погода, берите стекла очков, часов. Набираете в половинки воду, обмазываете края — получается линза. Сами же, наверное, так в детстве делали. А школьники мне говорили: у нас будут зажигалки, спички. Да ничего у вас не будет в лесу! А еще учились переносить костер с места на место. Знаете, как это делается?

5. Нет. Поделитесь.

Приезжайте, дети вам покажут. В этом году было очень интересно: нужно было переправиться через реку с помощью подручных средств.

6. И как?

Было задание — использовать только то, что есть поблизости. Так наши школьники собрали все бутылки, весь мусор вокруг. Сделали из них плот и переправились.

7. А дети вас чему-нибудь когда-нибудь учили?

Мы как-то ходили с 9-м классом на оперу «Война и мир» в Мариинский театр. Я сидел с детьми в разных рядах. Вдруг вижу — мои детишки активно зашевелились и выносят из зала женщину. Ей стало плохо, она упала в обморок. Пока я пробирался, смотрю, они уже уложили ее в коридоре на диван. Один положил под ноги сумочку, второй расстегивает воротник, чтобы дышать было легче, третий брызгает холодной водой на лицо, а четвертый побежал вызывать «скорую». Я спрашиваю: «Ребята, как вы догадались?» А они: «Виктор Иванович, вы же сами нам это рассказывали». Это было самое лучшее применение тех знаний, которым я их научил.