Международный кинофестиваль в Роттердаме
Мнение
Shopping, fucking, killing
В Роттердаме раздали «Тигров». Победили три абсолютно разных фильма, каждый из которых объясняет, что такое современное кино и каким оно будет завтра.
«Трясущийся толстяк» (Fat Shaker) — иранское кино, какого еще не было. Забудем о классической поэтичности и медитативности. Фильм художника Ширвани — рваное абстрактное полотно: разрушенный нарратив, спонтанная камера, прыгающий ритм. Про сюжет ничего не понятно; ясно лишь, что главный герой — толстяк и лузер — заставляет своего глухонемого сына оказывать сексуальные услуги молодым богатым иранкам. Зато понятно, о чем кино: об искривленности социальных, семейных, личных связей. И разрушенная форма идеально соответствует этой проблематике.
«Солдат Жаннет» австрийца Даниэля Хесла — анализ тупиков современного капитализма. Одна героиня — типичная железная леди эпохи победившего феминизма: много работы, жизнь в кредит, неконтролируемое потребление и никаких отношений. Единственное удовольствие — купить что-нибудь очень дорогое и тут же выкинуть на помойку. Shopping, полностью заменивший fucking. От всего этого тошнит. Вторая героиня — молодая деваха, разводящая свиней и отдающаяся за материальные блага хозяину фермы. Тут, наоборот, никаких прав, никакой собственности, никакого «я» — только тело как предмет эксплуатации. Ассистент Зайдля, Хесл сталкивает этих героинь довольно изящным образом и превращает в одну, играя на их различиях и схожести.
«Мой пес Киллер» — кино на границе между игровым и документальным. Герой — нацист без причины, примкнувший к группе скинхедов только потому, что оказался ненужным своим близким. Долгие «хроникальные» кадры. Непрофессионалы в главных ролях. Апатия и тревога разлиты в каждом кадре и очень точно схвачены режиссером Мирой Форнай.
Все три картины, возможно, несовершенны. А иногда — как иранский фильм — нарочно несовершенны. Но все три — открытия по части режиссерских имен: для их поддержки и существует Роттердам.
Евгений Гусятинский, кинообозреватель «РР»
Невозможное
Хуан Антонио Байона
История семьи, разлученной во время цунами в Таиланде. Они пытаются выжить и найти друг друга среди тысяч других пострадавших, оставшихся без крова... Картина основана на реальных событиях и является вторым фильмом каталонца Хуана Антонио Байона, автора отличного хоррора «Приют». Теперь он снял масштабный фильм-катастрофу, погрузив зрителя в самую гущу событий.
Ты и я
Бернардо Бертолуччи
Четырнадцатилетний интроверт Лоренцо сторонится сверстников и не находит общего языка с родителями. Когда весь класс отправляется на экскурсию в горы, парень говорит родителям, что тоже туда едет, но на самом деле втайне от всех запирается в подвале собственного дома, чтобы остаться в одиночестве и безопасности. Новый фильм Бертолуччи — еще одна изысканная драма итальянского классика о таинстве, ужасе и неповторимости юности — возраста, который он исследовал во многих своих картинах.
Цель номер один
Кэтрин Бигелоу
После мощнейшей военной драмы «Повелитель бури», рассказывавшей об американцах в Ираке, Кэтрин Бигелоу вновь обратилась к теме «бури и натиска», сняв реконструкцию одного из главных медийных событий последних лет — убийства Усамы бен Ладена. Оглушительное кино о том, что такое современная война, от одного из лучших современных режиссеров, которая снимает по-настоящему мужское кино. Один из главных претендентов на нынешний «Оскар».
Тихая гавань
Лассе Халльстрем
Кейт мечтает забыть свое запутанное прошлое и переезжает в другой город. Она избегает новых знакомств, но встреча с молодым вдовцом Алексом, воспитывающим в одиночку двоих детей, меняет все: ради этой любви героиня готова раскрыть страшную тайну своего прошлого... Мелодрама от хорошего ремесленника Лассе Халльстрема, автора «Шоколада» и «Правил виноделов».