Этнотуризм: найти себя

Специальный проект
Москва, 14.03.2013
«Русский репортер» №10 (288)
Этнографическое направление туризма на Ямале становится все более популярным. Иностранцев больше всего привлекают гастрономические изыски и традиции, россиян — волшебство и мистика коренных народов

Ямальские коренные культуры — настоящие, древние и одновременно близкие. Такого в мире почти не осталось. По большей части туристам под видом древних традиций предлагают театрализованное действо в современных декорациях или отдаленные отголоски прошлого, часто омраченные чувством вины колонизатора. На Ямале же между туристическими объектами и живой традицией, укладом жизни хантов и ненцев нет никаких преград.

Вы сами можете решить, насколько глубоко вы хотите погрузиться в быт кочевников. В ямальских чумах кипит жизнь. Местные жители очень гостеприимны, здесь людей встречают не по одежке и рады каждому. Гостю в тундре всегда почет и уважение, ради него готовят редкие угощения и исполняют национальные песни.

Не знаю, готовы ли вы отведать горячей оленьей крови, а также обменять свое шаткое западное рациональное сознание на магическое мышление. Я бы не стал. Но сама близость и доступность такого экзистенциального опыта завораживает.

И уж точно вы ничем не рискуете, когда вам утром предложат ароматный чай, днем поручат пасти оленье стадо, а вечером будут учить национальным играм, песням и танцам. Доля аборигенного населения в общей численности жителей округа составляет 7%, это 41 тысяча человек, из них кочевую жизнь ведут более 15 тысяч. К счастью, они сумели сохранить свой образ жизни, а не имитируют экзотику для туристов.

Большинство туристов в мире вообще и конкретно на Ямале осваивают местные культуры прежде всего через желудок. Национальные блюда коренных народов Ямала, возможно, не слишком изощренны, зато очень экологичны, полезны и вкусны. Здесь вам предложат не редкостные специи и авторские изыски, а глубокий и естественный вкус. Например, сваренное в котелке без специй свежее оленье мясо «работает» и без вмешательства высокой кулинарии. Это возвращение к настоящему вкусу: если вы уже выбрались из большого города к естественности, то поймете, «о чем» этот вкус. Так же «работают» блюда из клюквы и морошки и строганина.

Внимательный турист, не ограничившийся дегустированием местной кухни, скоро увидит, что не только быт, но и народная культура здесь живая. Для этого даже не нужно всерьез и надолго погружаться в жизнь чума. Хотя и такие возможности есть: в округе разработаны «Памятка туриста», каталоги и карты маршрутов по Ямалу и, главное, подписаны договоры о сотрудничестве с лидерами 18 национальных общин: они готовы круглогодично принимать туристов на своих стойбищах.

В приуральском поселке Горнокнязевск — это родовое гнездо хантыйского князя Ивана Тайшина — создан природно-этнографический комплекс под открытым небом. Древний поселок сохранен в самом настоящем, живом и первозданном виде. Специально для туристов там недавно поселился сказочный волшебник Ямала — Дед Мороз, Ямал Ири.

Ежегодно в марте-апреле отмечается главный праздник коренного населения Ямала — День оленевода, который проходит во всех районах и городах региона. Традиционно центром торжеств становится город Надым, сюда съезжаются кочевники со всего автономного округа. Самая яркая и захватывающая часть праздника — гонки на оленьих упряжках.

Во время этого праздника можно увидеть традиционные игры и забавы: прыжки через нарты, национальную борьбу, метание тынзяна (аркан) на хорей (шест для управления оленьей упряжкой) и многое другое. И все это — часть настоящей жизни. Этот праздник — чуть ли не единственная возможность для кочевой молодежи найти себе пару: все остальное время в году оленеводы гоняют стада по своим родовым территориям, и встретиться на этих пространствах непросто.

В марте 2013 года в рамках Дня оленевода в Салехарде состоится VII съезд коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а значит, можно будет увидеть целый калейдоскоп разных культур Русского Севера.

Участника этнического туризма на Ямале поражает особое ощущение времени: человек может встретиться здесь со своим началом, как будто мерзлота сохранила для нас детство человечества. Это переживаешь буквально как возвращение во времена, когда наши предки жили бок о бок с мамонтами. Находки бивней и костей мамонтов известны во всех районах Ямало-Ненецкого автономного округа. Ханты называли мамонта мухор или мугор, а самоеды (ненцы) — еггор, то есть земляной оленекозел. Мамонтенка, найденного в мае 2007 года на реке Юрибей, которого окрестили Любой в честь жены оленевода Юрия Худи, знает сегодня весь мир.

Возможно, пройдет еще несколько лет — современная инфраструктура и поток туристов, число которых на Ямале ежегодно удваивается, заглушат переживание древности и первозданности этой земли, которое охватывает человека на Ямале, сотрут некоторые черты естественного уклада коренных народов, но сейчас вы еще имеете возможность почувствовать себя первооткрывателями.

Как добраться на Ямал

Новости партнеров

    Реклама