Фильмы

14 марта 2013, 00:00

На север через северо-запад, В случае убийства набирайте «М», Психо

Альфред Хичкок

Мнение

Идеальные преступления

В ночь с 23 на 24 марта в кинотеатре «Пионер» в Москве будут  показаны три отреставрированные картины Альфреда Хичкока: «На север через северо-запад», «Психо» и «В случае убийства набирайте “М”».   

Вроде бы о Хичкоке все уже сказано. Саспенс, макгаффин, блондинки, камео, когда он сам появлялся на несколько секунд в собственных фильмах, теория Жижека, который разложил его сюжеты и образы по полочкам, применив к ним метод постпсихоанализа… И прочее.

В каком-то смысле Хичкок был одним из первых денди от кинематографа. Его дендизм в стилистической безупречности, в математических мизансценах и точечном кадрировании, в снайперских ракурсах и пристрастной работе с цветом, светом, костюмами и вообще с разными деталями.

Но этот перфекционизм не был бы совершенен, если бы не был подвергнут авторской иронии, которая и обеспечила его фильмам открытость и подвижность. В идеальных структурах Хичкока нет ничего случайного, они легко раскладываются на атомы и составные элементы, но если кто-то собирает их заново в том же порядке, получается совсем другое кино. Такой эксперимент поставил в девяностых Гас Ван Сент, сняв покадровый ремейк «Психо», только в цвете и незаметно добавив несколько новых кадров, не содержавшихся в оригинале. Ван Сента обвиняли в бессмысленности затеи. На самом деле он показал, что Хичкок поддается копированию, и вполне успешному. Только эта копия всегда будет очевидна. «Психо» Ван Сента — идеальная подделка или даже идеальное преступление, которое Хичкок, любитель парадоксов, наверняка бы оценил.   

Идентифицировать Хичкока можно не столько по знаменитым приемам, которые он открыл и оставил в открытом доступе, сколько по его интонации, попросту — взгляду на мир. Это взгляд человека, который слишком много знает о жизни и ее несовершенствах, чтобы бояться их.

Евгений Гусятинский, кинообозреватель «РР»

Магазин самоубийств 3D

Патрис Леконт

Мультфильм про маленький город, в котором на протяжении многих поколений процветает магазин, торгующий всем необходимым для совершения самоубийств. «Суицидальный» бизнес процветает, пока у владельца магазина не рождается ребенок — подозрительно жизнелюбивый и чересчур веселый. Безобидный черный юмор от автора «Девушки на мосту» и «Мужа парикмахерши».

Мама

Андрес Мускетти

Из-за финансовых проблем некий мужчина убивает своих коллег, жену и хочет убить двух маленьких дочерей, а потом покончить с собой. Но детям удается выжить. Спустя пять лет девочек находят в заброшенной лесной хижине, помещают в психлечебницу, а потом отдают на воспитание дальним родственникам, в доме которых они продолжают вести себя как маугли и общаться с некой «мамой», которую, кроме них, никто не видел. Хоррор про живых «мертвых девочек», мечтающих затащить в ад всех вокруг.

Штиль

Фолькер Шлендорф

1941 год, оккупированная Франция. В Нанте бойцы Сопротивления убивают немецкого офицера. Гитлер отдает приказ принять контрмеры — расстрелять не менее пятнадцати французов из числа тех, кто содержится в лагере для интернированных лиц. Военная драма от классика европейского кино Фолькера Шлендорфа («Жестяной барабан»), который продолжает раскрывать трагедии XX века, исследуя природу фашизма и драматургию Второй мировой.

Секс и ничего лишнего

Шон Гэррити

Офисный клерк наконец-то делает предложение своей девушке, но получает отворот поворот, так как он, по ее словам, безнадежно плох в постели. Чтобы восстановить достоинство и стать секс-гигантом, парень едет в другой город и тренирует свое либидо на сердобольной стриптизерше, в которую быстро влюбляется. Канадская комедия без комплексов про любовь, секс и любовь к сексу.