«Нет проблем, если люди приезжают в Германию работать. Но мы не ждем людей, приезжающих лишь за социальными гарантиями», — заявил на встрече министров внутренних дел и министров юстиции стран ЕС глава немецкого МВД Ханс-Петер Фредерик. И добавил, что, если Румыния или Болгария будут настаивать на своем, Германия воспользуется правом вето. В результате вопрос о присоединении этих стран к Шенгенскому соглашению не дошел до стадии голосования: как-никак Германия — главный донор общеевропейской экономики.
Шенгенское соглашение предусматривает, что прием нового члена должен быть поддержан единогласно. Однако на сей раз европейские страны не стали прятаться за широкой германской спиной. Своих немецких коллег поддержали Голландия, Австрия и Финляндия. Министр же внутренних дел Финляндии Пяйви Рясянен вообще заявила, что Румынию и Болгарию слишком поспешно приняли в ЕС.
Политкорректные европейские чиновники пообещали, что вновь рассмотрят вопрос в декабре, когда будет готов очередной отчет еврокомиссии о ходе реформ и борьбе с коррупцией в двух странах-претендентах. Однако румынские СМИ пишут, что в действительности вопрос отложен на неопределенный срок.
Во-первых, как сообщает европейская пресса, румынский парламент продолжает блокировать расследования коррупционных дел, фигурантами которых являются высокопоставленные местные политики. Во-вторых, в отличие от Германии, которая впервые столь резко и открыто высказалась по этому вопросу, ряд стран Европы — прежде всего Голландия — давно и последовательно возражает против вступления этих балканских государств в Шенген. Наконец, уже даже официальные лица говорят, что проблема не только и, может быть, не столько в коррупции.
В начале следующего года будет снято официальное ограничение на приход трудовых мигрантов на рынки ЕС из стран-новичков. На этом фоне в германских и британских СМИ развернулась кампания, живописующая негативные последствия этого шага при одновременной полной отмене контроля на границах. Вероятно, дело не только в мигрантах, едущих жить на пособия. В условиях падения экономики безработица в странах Западной Европы продолжает расти — в январе она достигла очередного рекорда, вплотную приблизившись к 12%. Только в еврозоне сейчас официально насчитывается 19 млн безработных, тогда как совокупное население Румынии и Болгарии — почти 30 млн человек.
В самих странах-претендентах политики отреагировали на отказ довольно нервно. В руководстве Румынии наметился даже некоторый раскол в вопросе о том, как вести себя дальше в сложившейся ситуации. Президент Траян Бэсеску заявил, что вступление в Шенген — важнейшая цель для страны, и «нет таких жертв, которые бы ни стоило принести ради этого, включая коррупционеров». Однако премьер Виктор Понта и министр иностранных дел Титус Корлэцян назвали ситуацию унизительной и заявили о готовности вообще исключить присоединение к Шенгену из списка приоритетных задач правительства.
Требования же ЕС там считают политически мотивированными. В известной степени так оно и есть. Недовольство Брюсселя, в частности, вызывает политика раздачи румынских паспортов в Молдавии. И едва ли весь этот комплекс проблем будет разрешен до конца года. Скорее всего, вступившие в ЕС в 2007 году Румыния и Болгария и дальше будут добиваться полноценного статуса его членов в части, касающейся свободы перемещения.