Фильмы

Афиша
Москва, 11.04.2013
«Русский репортер» №14 (292)

Иллюстрация: Эксперт Online

Трудно быть богом

Алексей Герман

Мнение

На эшафот

В Москве по случаю юбилея «Новой газеты» и сорока дней со дня смерти Алексея Германа показали его последнюю картину «Трудно быть богом». Все еще не завершенную, с рабочим звуком.

Пока — первые и приблизительные впечатления. Более осмысленные последуют позже, когда фильм будет доделан и полностью озвучен: все-таки звуковая партитура — объемная, сложносочиненная — это фундаментальная часть кинематографа Германа, не менее важная, чем изображение.

Об этом фильме было многое известно. Экранизация «Трудно быть богом» Стругацких — антиутопии о тоталитаризме и вечном Средневековье, не дождавшемся Ренессанса. Приговор любой власти, всегда умирающей в еще больших муках, чем ее жертвы. Босховская фреска. Метафора ада.

Как известно, одно из принципиальных свойств Дантова ада — отсутствие времени. Обитающие там не ощущают его ход, их муки длятся вечно, но эта бесконечность — не протяженность, а, наоборот, спрессованность всего времени в некую болевую точку, миг смерти, точнее, казни. В удар гильотины, постоянно повторяющийся, но каждый раз переживающийся как впервые — еще и потому, что в аду никто не умирает до конца.

«Трудно быть богом» — отпечаток этого мига. Слепок мира, лишенного чувства времени, застывшего между жизнью, уже оконченной, и смертью, еще не наступившей. И в этом смысле эксперимент над кинематографом, который, как известно, существует во времени. Я бы даже сказал, что в своем стремлении умертвить время фильм ближе к живописи или монументальной фотографии.

Плотность кадра достигает тут каких-то немыслимых пределов. Люди полностью сливаются с фоном и переживают становление то животным, то вещью, то чаще всего неким телом, которое невозможно опознать. И никто никогда не бывает один, хотя право на одиночество — это, наверное, единственное, о чем еще можно мечтать в этом аду.

Евгений Гусятинский, кинообозреватель «РР»

Парк юрского периода 3D

Стивен Спилберг

Перевыпуск в 3D одного из лучших фильмов Спилберга и одного из самых кассовых фильмов в истории — блокбастера про изолированный остров с возрожденными из небытия динозаврами, которые выходят за ограждения и начинают бегать за теми, кто пришел на них посмотреть. У картины есть несколько сиквелов, но именно первая часть остается лучшей — наверное, потому что тогда динозавры были еще по-настоящему большими и создавались с подлинным вдохновением.

Транс

Дэнни Бойл

Главный герой Саймон крадет с аукционных торгов картину стоимостью в миллионы долларов. Однако ограбление оканчивается не совсем так, как планировалось. Уже после налета парня оглушают ударом тупого предмета по голове, в результате чего он теряет память и забывает, куда спрятал украденное. Тогда ему нанимают психотерапевта, которая должна залезть в поврежденное сознание героя и достать оттуда информацию о картине. Нагло запутанный триллер от мастера психоделического кино Дэнни Бойла.

Падение Олимпа

Антуан Фукуа

На Белый дом нападают террористы, президента США берут в заложники, и только его бывший телохранитель с подмоченной репутацией может исправить положение. Старый добрый боевик от режиссера Фукуа — одного из немногих голливудских ремесленников, кто умеет снимать психологический экшен со звездами, оставаясь в рамках какого-никакого визуального стиля. В главных ролях Джерард Батлер и Аарон Экхарт.

Долгая счастливая жизнь

Борис Хлебников

Молодой фермер, купивший заброшенную землю для развития сельского хозяйства, быстро сталкивается с тем, что хозяйство надо свернуть, работающих на него деревенских мужиков распустить, а землю вернуть местным чинушам, причем только потому, что у них на нее свои виды. Тогда «одинокий рейнджер», заручившись поддержкой деревенских жителей, решает не сдаваться и идти до конца — мирным способом, но внутренне готовясь к худшему. Емкая и точная драма о типично русской войне своих со своими, на фоне которой любые чужие отдыхают.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №14 (292) 11 апреля 2013
    Национализация элит
    Содержание:
    Реклама