Датская русалочка

Актуально
Москва, 23.05.2013
«Русский репортер» №20 (298)
Самый большой обман «Евровидения» в том, что на самом деле это конкурс чего угодно, только не песни. Музыка и слова здесь имеют третьестепенное значение. В лучшем случае побеждает образ. В худшем — страна, жители которой в наибольшем количестве уехали на заработки в Европу. В этом году был лучший случай

Фото: Jörg Carstensen/DPA/AP

Типичный зритель «Евровидения» слушает песни вполуха, да и смотрит не очень внимательно. Большинство номеров сливается для него в общую массу неразличимых мелодий и девушек в длинных платьях. Или, наоборот, в очень коротких — как у белорусской участницы Алены Ланской, чьи длинные ноги, впрочем, принесли Белоруссии лишь шестнадцатое место.

В ситуации, когда между собой соревнуется больше двух десятков усредненных поп-номеров — с одинаковыми блестками, волосами, макияжем, платьями, приклеенными улыбками и аранжировками, — неизменно побеждает тот, кто выделяется из общей массы.

Конечно, нередко побеждает самый симпатичный, как это было в 2009 и 2010-м, когда главный приз «Евровидения» доставался обаятельным и непосредственным норвежцу Александру Рыбаку и немке Лене Майер-Ландрут. В этом году логика голосования была та же самая: победила датчанка Эммили де Форест, миловидное лицо которой привлекает внимание прежде всего естественным выражением. В сочетании с флейтами, босоногостью и распущенными волосами получилась героиня диснеевского мультфильма типа Русалочки или Покахонтас. Но сделано все это было не в лоб, а достаточно тонко — так, чтобы зритель не сразу понял, на каких именно струнах сыграли имиджмейкеры.

Оценивать качество самой песни как значимый для конкурса фактор — наивный подход. На «Евровидении-2013» были, конечно, хорошие песни, но по результатам голосования все они оказались в хвосте первой десятки. Это экспрессивная баллада итальянца Марко Менгони (7-е место), милая песенка мальтийца по имени Гианлука про айтишника (8-е место) и очень красивая, но слишком сложная для «Евровидения» композиция Birds голландской певицы Анук (9-е место). Также очень приятно была спета и записана венгерская песня Kedvesem, оказавшаяся на десятом месте.

Вообще, если бы не фактор «соседского голосования» и не огромное количество бывших союзных республик, голосующих друг за друга, иначе выглядел бы не только список финалистов, но и сам конкурс. То, что «Евровидение» и сам формат европейской поп-музыки стали такими консервативными и практически не меняются год от года, — во многом заслуга постсоветских стран, тянущих всю эту телевизионную поп-кухню назад, к образам длинноволосых девушек с ярким макияжем и патетическими балладами о снах, мечтах, клинках и мире во всем мире.

В этом смысле выступление Российской участницы Дины Гариповой — это классический, типичнейший номер «Евровидения» последних 15 лет. Видимо, попадание в средний вкусовой сегмент и принесло Дине пятое место. Оказалось, чтобы войти в первую пятерку конкурса в его нынешнем состоянии, достаточно просто нигде не облажаться, то есть выйти в нормальном платье и спеть нормальную поп-балладу нормальным эстрадным голосом.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №20 (298) 23 мая 2013
    Рейтинг городов
    Содержание:
    Реклама