Борьбе с интернет-пиратством российские чиновники научились у западных коллег. Достаточно вспомнить эпический процесс против главного торрент-трекера современности — шведского ThePirateBay. В 2009 году четверо его создателей получили по году лишения свободы и должны были еще заплатить штраф в 3,6 млн долларов, но заблаговременно разбежались по всему миру. Одного из них, Готтфрида Свартхольма, в итоге пришлось экстрадировать аж из Камбоджи. Причем Пномпень пошел навстречу Стокгольму, даже несмотря на отсутствие между странами договора о выдаче преступников: это вам не Ассанж какой-нибудь.
Правда, толку от этого было немного: с мая 2010 года услуги хостинга ThePirateBay предоставлялись Пиратской партией Швеции, а серверы располагались прямо в парламенте страны. Потом их перебросили в Испанию и Норвегию, а буквально пару месяцев назад торрент в шутку переехал в Северную Корею, где ему якобы предоставили «виртуальное убежище». На логотипе ThePirateBay какое-то время даже красовался флаг КНДР.
Смех смехом, но ThePirateBay продемонстрировал национальным и международным гонителям, что может разместить свое «железо» в любой точке планеты, а потому запретить или блокировать торрент предельно сложно.
Отчаявшись изловить самих пиратов, правительства теперь демонстративно преследуют пользователей их порталов: их начинают штрафовать и отключать от Сети. Соответствующие законы приняты во Франции, Германии, Швеции, США и еще десятке стран. Рекордными стали штрафы, к которым приговорили американцев Кормелиана Брауна и Кивэна Фишера: каждый из них был обязан выплатить по полтора миллиона долларов за нелегальное скачивание из Сети порнофильмов.
Российских пользователей должно успокаивать одно: нынешняя инициатива Минкульта — далеко не первая попытка угнаться за «цивилизованным миром». В 2010 году «крестовый поход» против торрентов возглавил депутат Мосгордумы Александр Милявский, который вместе со столичным ГУВД предложил штрафовать любителей халявного контента. В 2012 году борьба с интернет-пиратством была провозглашена одним из основных направлений деятельности правительства. Правда, дальше общих слов дело пока не пошло.