Большой. Скандал

Актуально
Москва, 18.07.2013
«Русский репортер» №28 (306)
На прошлой неделе директор Большого Анатолий Иксанов, занимавший этот пост тринадцать лет, был отправлен в отставку министром культуры Владимиром Мединским — с не очень внятным объяснением по поводу сложной ситуации в театре. «Русский репортер» вспоминает, как именно складывалась эта ситуация

Фото: Илья Питалев/РИА Новости

Скандалы в главном театре страны, так же грандиозны, как его реконструкция и громкие постановки. Балетная и билетная мафия, кислотное покушение на Сергея Филина, непродление контракта с Николаем Цискаридзе, отставка гендиректора…

Сам Анатолий Иксанов оправдывает повышенную скандальность Большого масштабом: мол, театр императорский, на его сцене короновали русских царей, Сталин праздновал свои юбилеи, и потому все события здесь автоматически укрупняются. Возможно. Но, видимо, в силу тех же причин увеличивался и бюджет самой грандиозной театральной реконструкции — говорят, в 16 раз. А служители муз то и дело попадали на страницы желтой прессы, бесконечно выясняя отношения в газетах. Когда гендиректор Большого Иксанов отказался продлить контракт с Волочковой, та подала в суд, желая доказать, что это не она «большая и толстая», а что в театре царят «коррупция и криминал». Пожалуй, с этого и началась многолетняя бульварная эпопея Большого.

 После самой масштабной театральной реконструкции стали говорить о том, что вместо исторической сцены и здания Москва получила новодел. Что полы для балета неподходящие — бетонные, что негде поднять солистку — потолки низкие, что в отделке использована пластмасса, акустика стала хуже и т. д.

Иксанов на все это отвечал в том духе, что реконструкцию курировали десятки государственных организаций и сам директор не мог за всем уследить. Но осадок все же остался. Тем более об этом постоянно говорил главный противник Иксанова — Николай Цискаридзе. Что выбор подрядчиков на совести директора, что под коврами кафель, на котором балетным невозможно распрыгиваться, что к пожеланиям артистов при реконструкции не прислушивались. Говорил он и о глобальном — коррупции, давлении на артистов.

Информационные баталии длились годами: Иксанов упрекал Цискаридзе в желании возглавить театр, а Цискаридзе Иксанова — в коррупции, непрофессионализме и интригах. Цискаридзе оставался ярким премьером, но не главой балета.

Между тем с руководством балета явно творилось что-то неладное: управляющему труппой Янину пришлось покинуть этот пост в 2011 году после того, как эротические фото из его портфолио попали в печать. В 2013 году руководителю балета Большого Сергею Филину плеснули в лицо кислотой.

После покушения, случившегося в январе, Сергей Филин видит одним глазом на 10%, а другим не видит ничего.

Очередным витком скандала стал лже-Фейсбук Филина и высказывания Николая Цискаридзе о несерьезности травм Сергея. Кстати, в покушении на него подозревают другого солиста балета Большого — Павла Дмитриченко. Причиной балетных войн было названо неприятие политики Филина и личная вражда.

Наконец был уволен сам Николай Цискаридзе — замечательный танцовщик и многолетний противник Иксанова. Нарушение корпоративной этики — вот в чем бывший гендиректор обвинял бывшего премьера. По словам Иксанова, именно на этом фоне стала возможна трагедия с Филиным. И вот Николаю не продлили контракт.

Однако после Цискаридзе был снят и сам Иксанов, чью отставку министр культуры Мединский прокомментировал так: даже самые высокие профессионалы нуждаются в отдыхе. Говорят, что время было выбрано не лучшее — накануне премьеры балета «Евгений Онегин», которая тоже связана со скандалом (прима Светлана Захарова, которую не ввели в премьерный состав, вообще отказалась участвовать в постановке).

В театре сохраняется нервная обстановка, на вопросы о Цискаридзе и Захаровой стараются не отвечать. Директором назначен Владимир Урин, ранее возглавлявший музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко и зарекомендовавший себя как успешный руководитель. 

У партнеров

    Реклама