Фильмы

Афиша
Москва, 18.07.2013
«Русский репортер» №28 (306)

Иллюстрация: Эксперт Online

Труба

Виталий Манский

Мнение

Что осталось на трубe?

Лучшим документальным фильмом Карловарского фестиваля признана «Труба» Виталия Манского — пейзаж и портрет жизни, которая происходит над газопроводом, соединяющим Сибирь с Европой, Уренгой и Кельн. 

Манский обладает очень специфическим взглядом. Он не просто держит дистанцию, обязательную для всякого документалиста, а возводит ее в энную — и немалую — степень. В результате возникает иллюзия, будто мир рассматривает человек, нисколько в него не включенный. Хотя, понятное дело, эта иллюзия лишь скрывает субъективность его позиции.

В новом фильме он прослеживает, как живут люди, сидящие в разных местах на пресловутой трубе. Она и есть та самая «духовная скрепа», соединяющая разрозненную Россию в  некое формальное единство, лишенное внутреннего стимула для реального объединения, а может, уже и не испытывающее такой потребности. Откуда ей взяться, если в Уренгое газовая промышленность на глазах ее работников вовсю убивает дикую природу, а в соседних деревнях люди, добывающие газ для отопления Европы, сами все еще колют дрова и топят печки?

Таких парадоксов и контрастов в «Трубе» много. Еще в какой-то сельской местности родственники и друзья с утра до ночи долбят мерзлую землю на гигантском пустыре, готовя могилу для покойного, а в Чехии, до которой не так уж и далеко, добытый ими газ идет в том числе на обслуживание работающего как часы крематория — там смерть комфортна и безопасна.

Впрочем, Манский не был бы хорошим документалистом, если бы ограничился такой занимательной публицистикой. Он показывает, что внутренних сходств между противоположностями больше, чем кажется, и комфортные будни немецких обывателей — такой же маленький ад, что и будни живущих в нечеловеческих условиях уренгойцев.

Однако от внешних различий, а главное, их причины, остающейся такой же загадкой, как и «русская душа», не отделаться. В каком-то смысле панорама русской жизни в исполнении Манского становится живым олицетворением известной формулы «Россия как подсознание Запада» — страшной и смешной, абсурдной и трагически точной.

Евгений Гусятинский, кинообозреватель «РР»

Мужчины на грани

Сеск Гай

Главные герои — несколько мужчин в кризисе. Один обанкротился и вынужден жить вместе с мамой и ее кошкой. Второй спустя два года после развода пытается вернуть ту, с которой развелся. Третий употребляет наркотики и не может понять, почему жена ему изменяет. Испанская комедия о том, что мужчины тоже бывают на грани нервного срыва и в этом плане ничем не уступают женщинам, а иногда даже превосходят их.

Гони бабки. Лето в Нью-Йорке

Адам Леон

Главные герои — парочка граффитистов из Бруклина — любят проникать на территорию своих конкурентов из других районов и оставлять там свои «автографы». Однажды они обнаруживают, что их очередной шедевр замазан логотипом бейсбольной команды New York Mets. Желая отомстить конкурентам из Квинса, бруклинцы решают подкупить знакомого охранника стадиона Mets и «бомбануть» своим граффити священный символ команды — огромное сине-оранжевое яблоко. Бойкая нью-йоркская история о приключениях в лучшем городе на земле.

Мусор

Кандида Брэди

Документальный экофильм о состоянии нашей планеты, которая вот-вот превратится в одну большую свалку. Среди героев ученые, политики, обыватели, чье здоровье и образ жизни пострадали от отходов и загрязнения среды. Кино особенно актуально для России, где мусор — такая же «национальная идея», как дураки, дороги, коррупция и обязательный образ врага, роль которого уже чаще играют свои, чем чужие.

Призрачный патруль

Роберт Швентке

Полицейский Ник (Райан Рейнольдс) погибает при выполнении очередного задания, но попадает не в рай и не в ад, а в специальный отдел мертвых копов, защищающих людей от бандитов-призраков, которые тоже застряли где-то между землей и преисподней. Напарником Ника становится давний мертвец и старожил их подразделения эксцентричный шериф Рой (Джефф Бриджес). Фантастический суперблокбастер, снятый с большим юмором. Экранизация одноименного комикса.

У партнеров

    Реклама