Как поссорились Владимир Владимирович с Бараком Хусейновичем

Дмитрий Майоров
15 августа 2013, 00:00

Получение экс-сотрудником ЦРУ Эдвардом Сноуденом убежища в России вызвало напряжение в отношениях Кремля с американским Белым домом. Барак Обама отказался от встречи с Владимиром Путиным, сравнил его со «скучающим школьником с задней парты» и заявил о  паузе в отношениях двух стран. Такие размолвки происходят регулярно, каждые три — пять лет, вспомнить хотя бы наши протесты 1999 года по поводу вторжения в Югославию, а до того — из-за расширения НАТО на восток. Однако период «перезагрузки» явно завершен.

Фото: Evan Vucci/AP
Отношения между президентами России и США трещат по швам

Иракская война

В 2003 году Вашингтон развернул войну против Ирака вопреки консолидированной позиции Совета Безопасности ООН. Кроме Владимира Путина, который назвал войну «большой политической ошибкой», резко против военной кампании высказались также президент Франции Жак Ширак и канцлер Германии Герхард Шредер. Реакция Кремля была достаточно сдержанной.

В качестве предлога для войны использовались утверждения о наличии у Саддама Хусейна оружия массового поражения, в том числе химического. Как доказательство госсекретарь США Колин Пауэлл продемонстрировал прямо на сессии Совбеза пробирку с неким белым порошком. В 2005 году директор СВР Сергей Лебедев заметил, что Россия тогда прямо проинформировала власти США об отсутствии у Багдада химоружия. После это признал и сам Пауэлл.

Цитата «Когда я делал доклад (о наличии у Ирака оружия массового поражения. — “РР”) в феврале 2003 года, то опирался на самую лучшую информацию, которую мне предоставило ЦРУ. К сожалению, со временем выяснилось, что источники были неточными и неверными, а в ряде случаев преднамеренно вводили в заблуждение. Я глубоко разочарован и сожалею об этом» (бывший госсекретарь США Колин Пауэлл).

Речь Дика Чейни в Вильнюсе

Произнесенную 4 мая 2006 года в литовской столице вице-президентом Диком Чейни речь практически сразу стали сравнивать с фултонской речью британского премьера Уинстона Черчилля, которая положила начало холодной войне. Только-только завершились «цветные революции» в Грузии и на Украине. Чейни особо отметил: то, что «возможно в Киеве и Тбилиси, возможно и в Москве».

Речь Чейни помимо прочего стала еще и реакций на то, что впоследствии назовут «газовым шантажом», который Москва начала применять против своих не самых лояльных партнеров на постсоветском пространстве.

Цитата «Мы всерьез обеспокоены использованием Россией своих минеральных ресурсов в качестве внешнеполитического оружия давления, нарушением в России прав человека и деструктивными действиями России на международной арене» (вице-президент США Дик Чейни).

Мюнхенская речь Владимира Путина

10 февраля 2007 года последовал, по сути, ответ Чейни, который Путин дал на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности. Путин возмутился расширением НАТО, а вдобавок обвинил США и европейцев во вмешательстве во внутренние дела других государств. Наши руководители не говорили так жестко об Америке и Западе с коммунистических времен.

После мюнхенской речи отношения между Россией и США опустились до самого низкого со времен перестройки уровня (чему способствовала также жесткая полемика по ПРО), откуда их вытащила только «перезагрузка» Обамы — Медведева.

Цитата «Думаю, очевидно: процесс натовского расширения не имеет никакого отношения к модернизации самого альянса или к обеспечению безопасности в  Европе. Наоборот, это серьезно провоцирующий фактор, снижающий уровень взаимного доверия. И у нас есть справедливое право откровенно спросить: против кого это расширение? И что стало с теми заверениями, которые давались западными партнерами после роспуска Варшавского договора? Где теперь эти заявления?» (президент РФ Владимир Путин).

Гражданская война в Сирии

В 2011 году при президенте Дмитрии Медведеве Россия достаточно легко уступила Ливию. При этом в Совбезе ООН речь шла лишь о создании над Джамахирией так называемой бесполетной зоны, но под этим предлогом было санкционировано полноценное военное вмешательство. Впоследствии в вопросе о Сирии Россия и Китай заняли куда более жесткую позицию. Они заблокировали создание новой «бесполетной зоны», что по большому счету позволило сохраниться режиму Башара Асада.

Разногласия между США и Россией тут огромны. Барак Обама считает, что Асад давно «перешел красную линию». Оппозицию в открытую вооружают, а несогласие Москвы видится американцам чудаковатым упорством азиатской автаркии. Путин в свою очередь упрекает партнеров в лицемерии, ратует за переговоры, но одновременно отправляет в Средиземноморье несколько кораблей ВМФ.

Цитата «Представители США заявляют, что не намерены ждать изменения позиции России и Китая. То есть без обиняков дается понять, что Вашингтон видит урегулирование сирийского кризиса исключительно на своих условиях. Одновременно заявляется, что США продолжат усилия по оказанию давления на сирийское правительство, в том числе путем ужесточения санкций. Звучат прямые указания, что надо делать сирийской оппозиции для формирования правительства в изгнании, а также о том, кто должен войти в такое правительство — вплоть до конкретных кандидатур» (представитель МИД РФ Александр Лукашевич).