Трендовые новости

Тренды
Москва, 15.08.2013
«Русский репортер» №32 (310)
Эта подборка новостей подготовлена в рамках Школы научной журналистики, проводимой «РР» совместно с Объединенным институтом ядерных исследований, программой «Лифт в будущее», Российской венчурной компанией (РВК) и другими организациями.

«Можно создавать ловушки для пленения атомов»

Владимир Мележик, ведущий научный сотрудник лаборатории теоретической физики Объединенного института ядерных исследований

Физики из Дубны и Инсбрука пленили атомы лазером и создали идеальное тело. Твердое.

Теперь возможно создание идеального твердого тела. Без ошибок в структуре кристалла ученые смогут проводить эксперименты, совпадающие с теоретическими расчетами. Большинство теоретических моделей твердого тела составлено для идеального образца, в них не учтены примеси, дислокации и деформации кристаллической решетки реального металла. Любые эксперименты приходится проводить с погрешностью, что, к сожалению, приводит к неточности исследований, а зачастую эксперимент вообще бывает невозможно провести.

Лазерное охлаждение произвело настоящий прорыв в физике, особенно атомной. Оно позволяет, используя эффект Доплера, охлаждать атомы до температур, близких к абсолютному нулю по Кельвину. В нашей совместной с экспериментаторами из Инсбрукского университета работе исследовались ультрахолодные атомы щелочного металла цезия, плененные в оптических ловушках сигарообразной и дискообразной формы при температурах порядка нескольких десятков градусов Кельвина.

Мы показали, что, манипулируя системой стоячих волн, генерируемых лазерным излучением, можно создавать потенциальные ловушки различной формы для пленения атомов и управлять их взаимодействием, изменяя его от притяжения до отталкивания.

Таким образом, заполняя оптическую решетку, мы можем создать реальную структуру с идеально расположенными атомами без примесей и дефектов. Это позволит проводить эксперименты со смоделированной кристаллической решеткой, которая по своей сути является идеальным твердым телом.

Записал Бурхан Массалимов

5 августа в Лондоне приготовили и съели первый гамбургер из мяса, выращенного в пробирке. Точнее, его вырастили на чашке Петри из стволовых клеток коровы. Руководил работой профессор Марк Пост из Голландии, а финансировал ее основатель Гугла Сергей Брин. Рецепт первой искусственной котлеты такой: взять стволовые клетки коровы, нарастить из них 20 000 мышечных волокон (около 140 г), добавить яичный порошок, хлеб, специи, прожарить на сковородке. Подавать к столу горячей.Мясо скормили двум гастрономическим экспертам — Ханни Рютцлер и Джошу Шонвальду. Они сообщили, что котлета была вкусной, но недостаточно сочной. Видимо, из-за отсутствия жиров, которые обязательно есть в натуральном мясе. Да и стоит блюдо пока еще дороговато: Брин потратил на него 250 тыс. евро.

- 66 °C при этой температуре вода может оставаться жидкостью. Переохлажденная вода обладает низкой плотностью и расширяется, как лед, оставаясь при этом жидкой. Для ее получения требуются особые условия заморозки: идеальная чистота воды и абсолютная гладкость поверхности сосуда, в которой она охлаждается, — любая неоднородность может вызвать формирование льда. Ученые из Университета Арканзаса, проводившие этот эксперимент, предполагают, что изучение свойств переохлажденной воды поможет улучшить сохранность тканей и клеток при заморозке органов.

Нейтроны и водоросли расскажут о металлах в море

Загрязненность окружающей среды часто оценивают с помощью живых организмов. Ученые из Объединенного института ядерных исследований совместно с украинскими коллегами предложили использовать для этих целей бурые водоросли рода Cystoseira, обитающие в водах Черного моря в районе Юго-Западного Крыма.

Выяснили, что морские макроводоросли способны накапливать тяжелые металлы и другие вещества в количествах, превышающих их содержание в среде на несколько порядков. Концентрация 26 элементов — от магния и кальция до золота и урана, — обнаруженных в этих растениях, может помочь экологам контролировать качество воды в море. (1)

Ящерицы вытеснят млекопитающих

Американские ученые изучили обнаруженные в Мьянме останки огромной травоядной рептилии, жившей примерно 40 млн лет назад, когда температура на Земле была на несколько градусов выше нынешней. Размеры черепа Barbaturex morrisoni больше, чем у ее сегодняшних собратьев, в шесть раз. Тогда пресмыкающиеся имели большее биологическое разнообразие и отличались более впечатляющими размерами, чем их нынешние собратья. Сейчас средняя температура на Земле растет, а ящерицы способны увеличиться в размерах на 10% за одно поколение. То есть ситуация, имевшая место 40 млн лет назад, может повториться. (2)

Акустическая левитация поможет фармацевтам

Международная группа ученых изобрела прибор, с помощью которого становится возможной управляемая левитация, то есть зависание в воздухе под действием ультразвуковых волн. Экспериментальная установка представляет собой две расположенные друг напротив друга крестообразные платформы, состоящие из латунных и алюминиевых кубов. Одна платформа излучает ультразвуковые волны, а вторая служит отражателем. Между платформами можно помещать малые количества веществ и, регулируя частоту волн, манипулировать ими. (3)

Протоны будут точнее поражать опухоль

Сотрудники лаборатории ядерных проблем ОИЯИ разработали специальный анализатор для увеличения эффективности радиотерапии онкобольных. Уже более полувека протонные пучки используют для лечения рака: протоны, проходя через здоровые ткани пациента, поражают клетки опухоли. При облучении глубоко расположенных опухолей очень важна точность формирования пучков, для чего и был создан новый анализатор. (4)

Над новостями работали: Екатерина Шершнева, Вера Горбикова, Никита Колодин, Полина Кутырева и другие.

Руководители проекта: Сергей Ковалев, Екатерина Асиновская, Виктория Викулова, Светлана Соколова, Любовь Шаталова, Григорий Тарасевич