Трендовые новости

Тренды
Москва, 22.08.2013
«Русский репортер» №33 (311)

Комментарий

«Поразительное количество нервных клеток с несколькими аксонами»

Сурав Гош, доцент кафедры клеточной и молекулярной медицины Университета Аризоны

Группа ученых из Аризонского университета разобралась с ферментами, которые отвечают за формирование нервных клеток, и сумела создать уникальные нейроны — у них несколько аксонов

От всех прочих клеток нейрон отличается своей асимметричной формой и отдаленно напоминает дерево. Длинное, похожее на ствол расширение, заканчивающееся пучком корешков-щетинок, называется аксоном (он, как правило, один). С противоположной стороны тела клетки прорастают «ветви» дендритов. При подключении дендритов одной клетки к аксону другой образуются нервные сети, отвечающие за контроль многих жизненно важных процессов и функций: поведения, эмоций, обучения, памяти и т. д.

По итогам ряда исследований руководитель проекта Сара Паркер сделала вывод, что развивающаяся нервная клетка вырабатывает известный ранее фермент aPKC в двух вариантах — полнометражном и усеченном. «Длинный» фермент участвует в росте аксона, «короткий» — отвечает за дендриты.

Был проведен эксперимент по блокировке производства короткой формы aPKC в нейронах гиппокампа. Мы обнаружили поразительное количество клеток с несколькими аксонами, но без дендритов.

Открытие имеет важное значение. Понимание механизма формирования аксонов и дендритов позволит лучше понять специфику связей между нейронами или нейронными цепями. Кроме того, полученные знания помогут разработать новые виды регенеративной терапии — например, после травмы спинного мозга. Целью такого лечения является содействие «отрастанию» нейронных цепей и восстановлению нейронных связей.

Записала Дарья Малицкая

Вот такими костяными лощилами выделывали кожу неандертальцы 50 тысяч лет назад. Инструмент, по мнению специалистов, соответствует современным скорняжным орудиям, предназначенным для разглаживания кожи. Неандертальцы делали лощилы из ребер оленей за 10 тысяч лет до того, как это научились делать вытеснившие их позднее кроманьонцы. Орудия найдены на юге Франции.

300 км/час — такова скорость пыли от взрыва Чебаркульского метеорита, подсчитали специалисты NASA под руководством Николая Горькавого. Шлейф дрейфовал на высоте 40 км и был заметен со спутников еще три месяца после взрыва.

Магнитное поле не дает есть

Сначала астрономы обнаружили пульсар — компактную нейтронную звезду, излучающую радиоволны. Затем выяснили период вращения этой звезды — 3,76 секунды. Затем оказалось, что этот пульсар относится к очень редкому типу магнетаров. У магнетаров мощное магнитное поле, и их до сих пор обнаружили всего около 20 штук.

А затем у астрономов наступил праздник. Оказалось, что этот пульсар находится так близко к черной дыре в центре Галактики, что их магнитные поля пересекаются, и это изменяет движение звезды: она не вращается строго по кругу, а как-то неприлично вихляет. Измерили силу действия магнитного поля черной дыры и, таким образом, само поле — оно оказалось неожиданно большим.

И у астрономов случился второй праздник: стало понятно, почему наша черная дыра такая маленькая — всего четыре с небольшим миллиона масс Солнца — и почему так медленно растет. Как раз сильное магнитное поле не дает черной дыре быстро пожирать окружающую материю. (1)

Греет сквозь тонкое

Лед Гренландии тает из-за подземного тепла, сообщила международная группа геологов, в которой главную роль играют российские специалисты. Ранее считалось, что ледяной щит подтаивает снизу только по причине огромного давления: толщина щита местами больше трех километров, и лед плавится при отрицательной температуре. Но оказалось, что Гренландия изрядно разогревается подземным теплом.

У острова аномально тонкая литосфера, то есть земная кора и верхняя часть мантии. Поэтому тепло от раскаленных внутренностей планеты нагревает поверхность. Ученые сначала построили математическую модель того, как температура зависит от толщины литосферы, а затем проверили ее по данным бурения гренландского льда. Оказалось, что там, где литосфера толще, лед холодней, и наоборот. Расчеты очень важны для прогноза изменения климата. (2)

Ищут верблюжью болезнь

Ближневосточный респираторный синдром MERS появился в 2012 году и с тех пор поразил 94 человека, 46 из которых умерли. Первый случай произошел в Катаре, потом в некоторых других арабских странах, несколько раз болезнь отметилась и в Европе. Медики установили, что возбудитель — вирус, схожий, но не идентичный вирусу атипичной пневмонии. Однако до сих пор неизвестно, какие животные переносят болезнь.

Две недели назад в журнале The Lancet Infectious Diseases появилось сообщение, что антитела к этому вирусу обнаружили у верблюдов, живущих на территории Омана. Антитела — не сам возбудитель, это только его след. И вот меньше чем через полмесяца журнал Science сообщает о программе обширного исследования верблюдов Аравийского полуострова. Предполагается, что за два месяца удастся либо окончательно найти переносчика, либо снять подозрения с благородного животного.  (3)