Трендовые новости

Тренды
Москва, 29.08.2013
«Русский репортер» №34 (312)

Комментарий

«Передвигаться по вертикальным поверхностям»

Ян Михельс, научный сотрудник Института зоологии Университета Христиана-Альберта в Киле (Германия)

Немецкие ученые выяснили, что позволяет насекомым передвигаться по стенам и потолку. Наблюдая за божьими коровками вида Coccinella septempunctata, они установили, какие материалы обеспечивают надежную сцепку лап насекомого с поверхностью.

Эволюция подарила насекомым уникальные приспособления для выживания в естественной среде. Расширение знаний о принципах работы их организмов обладает огромным потенциалом в создании человеком новых материалов и механизмов.Например, исследования лапок насекомых позволили выяснить, что каждая конечность покрыта слоем липких щетинок, позволяющих передвигаться по вертикальным поверхностям.

Наиболее значимым результатом наших наблюдений за Coccinella septempunctata стало открытие следующей особенности: разные части одной и той же щетинки имеют разные состав, свойства и функции. Мягкий наконечник позволяет волоску адаптироваться к форме поверхности и всем ее неровностям, а относительно твердый и жесткий стержень придает устойчивость. Мы полагаем, что именно эта комбинация значительно повышает цепкость ног насекомого.

Перед началом исследования мы разработали и протестировали специальные методы конфокальной лазерной сканирующей микроскопии и атомно-силовой микроскопии. Эти техники были использованы для предварительного выявления материального состава экзоскелета членистоногих.

В данный момент у нас нет определенных планов по созданию биометрических продуктов, основанных на результатах исследований. При существующем уровне материалов мы не можем воспроизвести механизм, используемый насекомым. Тем не менее полученные знания могли бы повысить качество существующих клейких лент.

Записала Дарья Малицкая

Профессор Карл Олдхафер из Гамбурга делает операцию на печени с помощью планшетного компьютера. Планшет накладывает на изображение печени больного виртуальную 3D-модель здоровой печени, помогая хирургу находить участки опухоли и поврежденные сосуды. Ожидается, что такие технологии дополненной реальности смогут существенно повысить качество работы хирургов.

62 — это место заняла Россия в ежегодном Глобальном инновационном рейтинге.

Его составляют Корнельский университет, европейская бизнес-школа INSEAD и Всемирная организация интеллектуальной собственности.

За последний год мы упали на 11 пунктов, и теперь наши ближайшие соперники, которых нужно догонять, — это Иордания, Колумбия, Армения и ЮАР. Первые места в рейтинге заняли Швейцария, Швеция и Великобритания.

И меньше суток длится год

Астрономы Массачусетского технологического института, изучая архивные данные телескопа «Кеплер», обнаружили экзопланету, год на которой длится восемь с половиной часов: за это время она делает полный оборот вокруг своей звезды. Планета, названная Kepler 78b, находится на расстоянии 700 световых лет от Земли. Она вращается невероятно близко к своей звезде — радиус ее орбиты всего в три раза превышает радиус самой звезды (это в 40 раз ближе, чем орбита Меркурия). Жизнь на этой планете, увы, невозможна: она постоянно обращена к звезде одной стороной, покрытой неостывающей лавой, температура которой около 3000°. (1)

Кто из птиц оказался умнее

Биологи из МГУ провели сравнительное исследование интеллекта серых ворон, синиц, клестов и сов (бородатой неясыти). Птицам показывали приманку, подвешенную на нитку. Чтобы достать еду, необходимо было проявить интеллект: найти правильную нить и преодолеть другие сложности. Клесты и синицы, обладающие сравнительно примитивным мозгом, просто тянули ближайшую к приманке нить, а вороны оказались способны разобраться в логике задачи и решить ее.

Сова тоже не поняла, что к чему, хотя от нее ожидали большей сообразительности, ведь ее мозг по сложности почти не уступает мозгу вороны. Но ученые не спешат делать выводы об интеллекте сов — в этом эксперименте он исследовался впервые в мире. (2)

Сознательность можно измерить

В ряде случаев по внешним признакам невозможно понять, находится ли пациент с поврежденным мозгом в коме или осознает происходящее, но не может сообщить об этом, поскольку потерял доступ к управлению телом. Итальянские нейробиологи придумали, как объективно оценить наличие сознания, не используя поведенческие тесты вроде реакции зрачка на свет.

Открытие основано на предположении, что в состоянии ясного сознания разные участки мозга активно взаимодействуют друг с другом, а возбуждение, возникшее в одной области, легко передается другим. Новый метод измерения уровня сознания состоит в том, что мозг пациента подвергается стимуляции магнитным импульсом (транскраниальной магнитной стимуляции), реакция мозга на импульс измеряется энцефалографом, а компьютер, проанализировав ее, выдает «коэффициент сознательности» пациента. (3)

Сердце для мыши вырастили из человеческих клеток

Сегодня заболевания сердца — главная причина смерти людей. Чтобы лечить их, ученым необходимо научиться выращивать сердечную ткань для «заплаток» и сердце целиком из клеток человека, для которого оно предназначено. Биологам из Школы медицины при Питтсбургском университете удалось сделать важнейший шаг на этом пути — добиться полного восстановления функций сердца мыши, все клетки которого были заменены человеческими плюрипотентными стволовыми клетками.

Сердце мыши сначала превратили в бесклеточный матрикс из соединительной ткани, а потом заселили эту матрицу клетками, взятыми из кожи человека и перепрограммированными в плюрипотентные стволовые клетки, способные превратиться в клетки разной специализации. Под влиянием матрикса они стали клетками сердечно-сосудистой ткани. Спустя 20 дней после заселения матрикса клетками мышиное сердце полностью восстановилось и начало сокращаться. (4)

Источники: (1) Roberto Sanchis-Ojeda et al. // The Astrophysical Journal.August, 16, 2013; (2) Т.А. Обозова и др. // Зоологический журнал. 2013. Т. 92. № 6; (3) Adenauer G. Casali1 et al. // Sci Transl Med. August, 14, 2013; (4) Tung-Ying Lu et al. // Nature Communications. August, 13, 2013.

В соцсетях уже пол-России